ДОКЛАД «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ»
В Управлении Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю состоялось заседание круглого стола на тему: «Администрирование региональных и местных налогов, а также вопросы функционирования и налогообложения игорной зоны «Сибирская монета» с участием заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства Финансов Российской Федерации С.Разгулиным, на котором председатель комитета А. Романенко выступил с докладом на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ».
ДОКЛАД «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ»
Эффективность местного самоуправления во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги.
В целях обеспечения возможности органам местного
самоуправления выполнять свои полномочия в соответствии с Федеральным законом
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления» за счет собственных средств, и формирования для органов
местного самоуправления стимулов для интенсификации социально-экономического
развития территорий, в т.ч. эффективного использования имеющегося налогового
потенциала, в Алтайском крае был принят закон «О нормативах
отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами», предусматривающий
установление единых дополнительных (сверх закрепленных Бюджетным и Налоговым кодексами Российской
Федерации) нормативов отчислений от налогов и сборов в бюджеты
муниципальных районов и городских округов.
С 1 января 2006 года в бюджеты муниципальных районов и городских округов дополнительно стали зачисляться:
налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
сбор за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30 процентов.
«Передача» указанных нормативов позволила в 2006 году обеспечить дополнительное поступление в местные бюджеты в объеме до 400 млн.рублей.
Кроме того, в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации ежегодно в законах Алтайского края о краевом бюджете предусматривается передача в бюджеты муниципальных районов и городских округов единого дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов.
В 2009 году объем переданных налоговых платежей и зачисляемых в местные бюджеты составил порядка 2,5 млрд.рублей.
Реформирование местного самоуправления в Российской Федерации с одновременным совершенствованием налоговой системы, а также благоприятные экономические условия позволили обеспечить положительную тенденцию роста поступления налоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты.
Так, налоговые доходы местных бюджетов в целом возросли по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза и их объем составил 8,3 млрд.рублей, в том числе увеличились объемы поступлений:
налога на доходы физических лиц в 3,1 раза (5,1 млрд.рублей);
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2,6 раза (1,2 млрд.рублей);
единого налога на вмененный доход в 1,2 раза (0,7 млрд.рублей);
единого сельскохозяйственного налога в 2,5 раза (40 млн.рублей);
налога на имущество физических лиц в 3,9 раза (0,2 млрд.рублей);
земельного налога почти в 2 раза (0,8 млрд.рублей).
Данные показатели это положительная оценка совместной работы органов государственной власти по решению задач повышения самостоятельности местных бюджетов и экономического становления местного самоуправления на территории Алтайского края.
В сегодняшней экономической ситуации администрирование местных налогов имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время земельный налог и налог на имущество физических лиц, являются основой бюджетов многих муниципальных образований (в структуре налоговых доходов консолидированных местных бюджетов доля налога на имущество физических лиц в 2009 году составила 2,8%, а доля земельного налога 10,6% (это третий по уровню источник доходов после налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а в бюджетах поселений это второй основной налоговый источник доходов)). Именно поэтому администрирование местных налогов приобретает в настоящее время особую актуальность.
Какие проблемы возникают при администрировании данных налогов?
Порядок информационного обмена с регистрирующими органами. Базу данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы вынуждены были формировать по сведениям разных информационных ресурсов (Росреестра, Земельной кадастровой палаты, БТИ, органов местного самоуправления) и многократно вводить в свою информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике, в том числе и в ручном режиме. Учитывая объем поступающих данных, данный процесс является достаточно трудоемким.
Проблема исключения «затратности» администрирования местных налогов. В силу сложившегося механизма администрирования местных налогов затраты на администрирование могут превышать сумму налога по отдельным налогоплательщикам. В связи с окончательным решением данной проблемы необходимо ввести минимальный пороговый уровень суммы земельного налога и налога на имущества физических лиц (например, по аналогии с упрощенной системой налогообложения - ст.346.18 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Проблема налогообложения паевых земель из-за отсутствия информации о собственниках земельных долей. В настоящее время существуют (остаются до конца не решенными) определенные проблемы по привлечению к уплате земельного налога собственников земельных паев, получивших их при приватизации в начале 90-х годов.
Решением проблемы является законодательное изъятие невостребованных земельных участков после истечения нормативного срока в упрощенном виде.
Еще одна проблема налогообложения паевых земель из-за отсутствия долей в праве собственности.
При регистрации права долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или выделения такой доли в отдельный земельный участок в сведениях, предоставляемых органами Росреестра, указывается размер доли (земельного участка) в баллогектарах.
Данные сведения не проходят форматно-логический контроль и не принимаются на региональном уровне налоговых органов, соответственно, не передаются в территориальные налоговые органы для исчисления земельного налога. Необходимо решить вопрос о передачи сведений по таким участкам органами Росреестра с указанием доли в виде правильной дроби.
Эта проблема должна найти решение на федеральном уровне в виде методики расчета Росреестром доли в праве собственности по собственникам, у которых в свидетельствах и реестрах указаны баллогектары.
Незаинтересованность граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости и отсутствие у исполнительных органов власти инструментов для понуждения к регистрации объектов недвижимости, земельных участков.
Проблемы возникают из-за существенных затрат на кадастровый учет объектов недвижимости, а также непрозрачности и сложности самой процедуры оформления соответствующих документов.
Негативное влияние на состояние налоговой базы имущественных налогов оказывает отсутствие обязанности собственника недвижимого имущества оценить принадлежащее ему имущество, т.е имея информацию о собственнике налоговый орган не имеет возможности исчислить налог.
Решением подобных проблем может стать визуальная оценка недвижимости и на ее основе начисление соответствующих налогов.
Необходимо изменить законодательство, и предусмотреть возможность исчисления налога на имущество физических лиц, по которым отсутствует инвентаризационная стоимость, по визуальной оценке строений утвержденной муниципальным образованием.
Помимо этого для увеличения собираемости налога на имущество физических лиц следует закрепить положения Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» максимальные предельные сроки подачи документов для проведения государственной регистрации права собственности на домовладения. В настоящий период ввиду отсутствия таких норм складывается ситуация, когда отдельные домовладения не регистрируются в течение целого ряда лет, следовательно, по ним не уплачивается налог на имущество физических лиц.
Проблемы направления уведомлений иногородним гражданам. В случае если объекты недвижимого имущества и земельные участки располагаются на территории иного налогового органа (не по месту проживания физического лица), возникает проблема установления места жительства физического лица, которую можно решить путем создания электронной адресной базы Федеральной миграционной службы на федеральном уровне и доступа к ней налоговым органам.
Льготы по местным налогам, установленные федеральным законодательством.
Так, согласно отчету по форме 5-МН за 2008 год сумма местных налогов, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот на федеральном уровне, составила:
по земельному налогу - 17,6 млн.рублей, или 2,1% от объема, поступившего в 2008 году;
по налогу на имущество физических лиц - 83,5 млн.рублей или 65,8% от объема налога, поступившего в 2008 году.
Основную долю льготников составляют пенсионеры.
Решение в изменении Налогового кодекса РФ в сторону сокращения льгот по местным налогам. Например: при наличии в собственности нескольких строений, освобождать пенсионера по одному строению, в котором он проживает.
Два БТИ
На территории Алтайского края осуществляют деятельность и представляют в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества две организации филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» по Алтайскому краю и Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости.
В базах данных указанных структур имеются разные данные о стоимости имущества по одному объекту, что не позволяет определить достоверную (или актуальную) налогооблагаемую базу, в том числе качественно применить в целях налогообложения, поэтому необходимо ведение Единого государственного реестра объектов.
Неизменность налоговой политики или последовательное нормотворчество, как фактор, способствующий формированию положительного имиджа органов власти различных уровней.
Примером может послужить прошлогоднее начисление налога на имущество физических лиц в отношении налогоплательщиков, владельцев долевой собственности.
В итоге следует отметить, что повышение качества налогового администрирования местных налогов в большой степени зависит от организации взаимодействия территориальных органов Федеральной налоговой службы России, органов Росреестра, Земельной кадастровой палаты, органов государственной и муниципальной власти.