Наиболее существенные изменения, внесённые в 131-ФЗ в 2015-2016 годах
Уточнено, что те вопросы местного значения сельских поселений, которые решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, являются вопросами местного значения этих муниципальных районов.
Установлено, что если для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путём голосования либо на сходах граждан, то вопрос о преобразовании на публичные слушания не выносится.
Ряд статей (60, 61, 65) приведены в соответствие с Бюджетным кодексом.
(октябрь 2015):
Статью 77 «Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» дополнили новой частью:
«2.9. Органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации».
А в июле 2016 года ещё одно дополнение внесли:
«Положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности».
(ноябрь 2015):
Касается вопросов антикоррупционной направленности.
Ввели новый термин: депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Статью 40 дополнили нормой о том, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных тремя Федеральными законами о противодействии коррупции.
(декабрь 2015):
1. Установлено, что дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут предоставляться лицам, осуществлявшим полномочия на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, и не предоставляются в случае прекращения полномочий указанных лиц по перечисленным в законе «виновным» основаниям (удаление в отставку, отзыв избирателями и т.п.).
Эта норма в краевом законе № 130-ЗС уже реализована.
2. Также претерпели изменения нормы, регламентирующие проведение муниципалитетами оценки регулирующего воздействия своих правовых актов в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Во-первых, не должны подвергаться такой оценке правовые акты:
1) устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие местные налоги и сборы;
2) регулирующие бюджетные правоотношения.
И, во вторых, поселения освобождены от обязанности проводить такую оценку (но право проводить её у них есть), а обязанность сохраняется только за теми городскими округами (кроме Барнаула) и муниципальными районами, которые соответствуют определённым критериям и включены в перечень, утверждённый законом края.
Такой закон Алтайского края также уже принят (от 21 декабря 2016 года № 96-ЗС).
(июнь 2016):
Дополнили положения, касающиеся избрания главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Прежде всего, кандидатом на должность главы муниципалитета может быть зарегистрирован только гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления (судимости за некоторые преступления, иностранного гражданства и т.п.).
Также указано, что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Особо оговорено, что избрание проводится на альтернативной основе, т.к. представительному органу для проведения голосования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Приведённые положения реализованы в краевом законе о порядке избрания глав муниципальных образований.
(декабрь 2016):
Отныне не требуется вынесение на публичные слушания изменений в устав муниципалитета в случае, если «вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами».
Уточняется, что не только в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, но и в случае применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Аналогичные нормы устанавливаются и в отношении главы местной администрации.
Определяется срок, в течение которого устав муниципального образования должен быть приведён в соответствие с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации:
приведение устава в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок;
если этими законодательными актами срок не установлен, срок приведения устава в соответствие с законодательными актами определяется с учётом даты вступления в силу соответствующего законодательного акта, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав, учёта предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта;
и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
В уставах определяется срок полномочий только для тех представительных органов, которые формируются на муниципальных выборах. Срок полномочий представительного органа, формируемого из представителей поселений, устанавливать не надо.
В отношении главы, входящего в состав представительного органа, исключаются слова «с правом решающего голоса» (т.к. они излишни).
Кроме того, за данный период вносились изменения, уточняющие отдельные вопросы местного значения (в области физкультуры и спорта, организации детского отдыха в каникулярное время) и расширяющие перечень вопросов, которыми муниципалитеты вправе заниматься (осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, по отлову и содержанию безнадзорных животных).