Новости комитета по бюджету и налогам
Об итогах исполнения краевого бюджета в 2012 году и задачах на 2013 год
- Александр Алексеевич, как бы вы могли охарактеризовать бюджет прошлого года? Каким он был? Все ли запланированные доходы получены?
Все запланированные доходы получены. В этом плане мы стараемся ставить реальные цели и контролировать их достижение. Объем налоговых и неналоговых доходов за 2012 год превысил уровень 2011 года на 10,1 процента. Наибольший темп роста сложился по налогу на доходы физических лиц - 114,7 процента к предыдущему отчетному периоду. Это хороший знак, который свидетельствует не только о наполняемости краевого и местных бюджетов, но, в первую очередь - об улучшении ситуации в экономике края, о мерах, принимаемых работодателями по повышению заработной платы и выводу ее из тени. Доходы краевого бюджета составили 67,8 млрд. рублей, расходы произведены в сумме 72,3 млрд. рублей, бюджет исполнен с дефицитом 4,5 млрд. рублей. Наличие столь серьезного дефицита по итогам года - 13,4 процента от собственных доходов при предельном уровне 15 процентов - при том, что это за последние годы краевой бюджет исполнялся с профицитом (только единожды в 2011 году сложился минимальный дефицит в размере 340 млн. рублей), характеризует действия органов власти края по финансовому обеспечению государственных полномочий как очень напряженные. Мы старались в максимальной степени реализовать стоящие перед нами задачи: в полном объеме осуществлены социальные выплаты ветеранам труда, реабилитированным, семьям с детьми, сельским специалистам, малоимущим гражданам, проиндексирована оплата труда работников бюджетных учреждений, завершена масштабная Губернаторская программа реконструкции и строительства социальных объектов в городах и районах края - 75/75.
- Сколько средств за год удалось привлечь в бюджет дополнительно, и на какие цели?
Если говорить о собственных доходах, то по итогам года они увеличились на 6 процентов к первоначальному плану. В абсолютной сумме прибавка составила более 1,9 млрд. рублей. Это позволило направить дополнительные 1,5 млрд. рублей на реализацию адресной инвестиционной программы - строительство и ремонт школ, детских садов, медицинских учреждений. В течение года мы дополнительно направили 270 млн. рублей на финансовую поддержку районов и городов.
Объем дополнительных поступлений из федерального бюджета более значителен - 50 процентов к первоначальному плану года. Такой прирост связан с особенностями исполнения федерального бюджета, при которых часть средств распределяется между субъектами Российской Федерации в течение года. В нашем случае дополнительный объем поступлений межбюджетных трансфертов составил около 11,5 млрд. рублей. Эти средства носят целевой характер и были направлены на поддержку сельского хозяйства, на продолжение модернизации системы общего образования, на модернизацию системы здравоохранения - ремонт и оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, на переселение людей из аварийного жилого фонда.
- Какие отличительные особенности есть у бюджета на текущий год? Есть ли в нем что-то принципиально новое?
Да, есть. Во-первых, он больше. В текущем году мы планируем рост собственных доходов на 5 млрд. рублей к уровню 2012 года. Во-вторых, направлен на повышение качества государственных услуг и качества жизни людей. В указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и Бюджетном послании Федеральному Собранию поставлен ряд задач, требующих неотложного решения в ближайшей перспективе. В первую очередь это повышение уровня оплаты труда в образовании, медицине, культуре, других областях бюджетной сферы. Во-вторых - завершение формирования эффективной системы функционирования этих отраслей. Для этого в ушедшем году финансирование всех медицинских учреждений передано с муниципального на краевой уровень. В-третьих - остро стоит задача по укреплению демографической ситуации. В-четвертых - формирование новых принципов государственной поддержки региональной экономики с учетом необходимости минимизации негативных последствий вступления России в ВТО. Кроме этого, с 2014 года в области бюджетного строительства в полную силу будет применяться программный метод. Можно говорить о том, что сегодняшний бюджет предваряет этот процесс. В его основу заложена реализация более 100 целевых программ с конкретными задачами, понятными механизмами их достижения и четкими критериями, которые позволят оценить результаты выполнения программы.
- В ходе рассмотрения бюджета в Законодательном Собрании ежегодно устраиваются дебаты на тему увеличения дефицитной части бюджета. Насколько, на ваш взгляд, оправдана подобная инициатива?
Такой подход к бюджетному планированию применяется в некоторых субъектах Российской Федерации. Но, он очень и очень рискован. На мой взгляд, сфера общественных финансов - это не игрушка, и высокорисковые действия здесь просто неуместны. Что такое дефицит бюджета? - Это превышение расходов над доходами. Давайте представим эту ситуацию в более понятном виде - на примере семейных финансов, где доходы - это заработная плата супругов, расходы - питание, коммунальные платежи, приобретение одежды, бытовой техники, другие семейные нужды. А теперь вопрос - многие ли из нас планируют свои расходы выше располагаемых доходов? Такая ситуация возможна только в трех случаях: наличие сбережений, получение кредита и надежда на возможное увеличение доходов семьи. К сожалению, сбережения рано или поздно заканчиваются, доходы могут остаться на прежнем уровне, а кредит приходится отдавать с учетом процентов, подчас отказывая себе в каких-то ранее доступных вещах. Поэтому в ситуации с размером дефицита регионального бюджета более приемлема осторожная позиция - ведь всегда приятнее увеличить расходы в случае дополнительных поступлений, чем урезать их в результате неисполнения неоправданных ожиданий.
- В последнее время многое говорится о курсе на сбалансированность бюджетов всех уровней. Что предусматривают краевые власти для того, чтобы на местах было меньше проблем?
Сбалансированность бюджета достигается соотношением располагаемых доходов и подлежащих исполнению расходных обязательств. В настоящее время за каждым уровнем местного самоуправления закреплено около 40 вопросов местного значения, для решения которых Бюджетным кодексом определены налоги, подлежащие зачислению в местные бюджеты. Дополнительно нами принято решение об увеличении с 2012 года в бюджеты муниципальных районов отчислений от налога на доходы физических лиц, который теперь зачисляется в местные бюджеты по нормативу 70 процентов, и от упрощенной системы налогообложения с 90 до 100 процентов.
Это позволило в 2012 году сформировать объем поступлений налоговых доходов в местные бюджеты в размере 11,8 млрд. рублей, что на 10,5 процентов больше чем за предыдущий период. При этом, темп роста НДФЛ (основного бюджетоообразующего налога местных бюджетов) составил 116,6 процентов а по муниципальным районам 193,4 процента. Данная схема зачисления налоговых платежей будет применяться и в 2013 году.
С 1 января 2013 года в крае введен новый налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, которая является дополнительным специальным налоговым режимом. Данный вид налога в полном объеме будет зачисляться в районные и городские бюджеты.
При расчете финансовой помощи муниципальным районам и городским округам сохранен принцип подушевого выравнивания бюджетной обеспеченности с учетом структуры населения, географических особенностей, социально-экономического развития муниципальных образований и других факторов, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг. Объем дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составит 850 млн. рублей, дотации поселениям - 248 млн. рублей, дотации на поощрение наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления - 20 млн. рублей. Дополнительно для обеспечения сбалансированности местных бюджетов предусмотрены 100 млн. рублей, которые будут распределены в течение года. В случае поступления в краевой бюджет дополнительных доходов мы надеемся еще увеличить помощь местному самоуправлению.
В последние годы значительно возрос еще один вид финансовой помощи - предоставление субсидий из краевого бюджета в рамках целевых программ, в том числе на решение отдельных вопросов местного значения.
Объем субсидирования расходов местных бюджетов из краевого бюджета в 2013 году составит порядка 2,7 млрд. рублей, в том числе 650 млн. рублей на ремонт автомобильных дорог в населенных пунктах и дворовых территорий многоквартирных домов, 978 млн. рублей на реализацию адресной инвестиционной программы, 612 млн. рублей на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае», 60 млн. рублей на ремонт муниципальных объектов в социальной сфере и ЖКХ.
08/02/2013 14:30
Подписка на новости |
Календарь
|