Новости и комментарии
Ряд новых задач
Сегодня прошла конференция Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края».
Председатель краевого Законодательного Собрания Иван Лоор выступил перед главами администраций городов и районов /текст выступления/:
Уважаемые коллеги!
Позвольте от имени депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания поприветствовать участников конференции.
В настоящее время перед органами власти и местного самоуправления стоит ряд конкретных задач. Необходимость их решения подчеркнул Президент России Дмитрий Медведев на Петербургском экономическом форуме. Это «формирование интеллектуальной экономики и соответствующего общества в целом, способного быстро реагировать на меняющийся мир».
Достичь такой цели можно только через «высокий уровень координации наших совместных действий». Это значит, что каждый из нас, здесь присутствующих, не должен оставаться в стороне от решения проблем, наиболее болезненных для населения - обеспечение стабильного функционирования ключевых предприятий, снижение уровня безработицы, поддержка социально незащищенных категорий, рациональное использование бюджетных средств.
Наши согласованные действия, сотрудничество между ветвями и уровнями власти, даже, может быть, выстраивание в ключевых вопросах «вертикали» - вот три направления, я бы сказал, три «столпа», на которых нужно сейчас строить наше взаимодействие.
Сейчас перед представительными органами территорий стоит ряд новых задач. 23 мая 2009 года вступили в силу изменения в 131-й закон, которые касаются предоставления муниципальным парламентам права более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности глав муниципальных образований.
Важно, чтобы такими полномочиями депутаты пользовались ответственно и не использовали их как инструмент политического шантажа.
Крайние меры должна применяться, если исчерпаны все возможные пути поиска компромисса, налаживания диалога и сотрудничества. Но при этом нельзя закрывать глаза на откровенные безобразия, творящиеся на территориях, с ведома и при попустительстве глав!
Изменения в 131-м законе предусматривают для главы муниципального образования, главы местной администрации обязанности ежегодно отчитываться перед представительным органом о результатах деятельности. Такие отчеты следует использовать для выявления «болевых точек» и консолидации усилий по стабилизации социально-экономической ситуации. Но при этом представительный орган не должен стесняться использовать свои контрольные полномочия!
Уставы муниципальных образований необходимо привести в соответствие с федеральным законом. Мы готовы оказывать содействие по подготовке соответствующих изменений.
В новых редакциях Уставов мы рекомендуем устанавливать 5-летний срок полномочий для представительных органов, как в этом году сделали Змеиногорский и Каменский районы.
При принятии решений о работе председателей районных собраний на постоянной основе и об уровне оплаты их труда необходимо учитывать экономические реалии и бюджетные возможности территорий. Нецелесообразно вводить освобожденную должность председателя, если собственные доходы районного бюджета на душу населения значительно ниже среднекраевых и даже ниже, чем у сельских районов! (для справки - среднекраевые на душу населения за 2008 год по краю - 4213, среди сельских районов - 2300, Славгородский район - 2123 руб.) И в целом мы не рекомендуем сельским районам и малым городам иметь освобожденных руководителей представительных органов.
В этом году продолжена практика заключения соглашений по взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах социально-экономического развития.
Чтобы эти соглашения не стали документом, положенным «под сукно», на муниципальном уровне должен быть обеспечен механизм их реализации. Необходима соответствующая нормативная база, муниципальные целевые программы и средства бюджетов, а также контроль за реализацией соглашений со стороны представительных органов.
Мы в этом году провели День краевого Законодательного Собрания в Кулундинском районе, и могу сказать, что у них контроль реализации целевых программ со стороны районного собрания депутатов системный и неформальный.
Мы рекомендуем депутатским комиссиям всех территорий анализировать исполнение программ и местных бюджетов постоянно, а не только по итогам года, и при необходимости сразу же вносить предложения по их корректировке.
В настоящее время мы не должны допускать формальных нарушений, которые бы ставили под сомнение законность принимаемых представительными органами нормативных правовых актов. Между тем, за 2008 год органами прокуратуры оспорено более четырех с половиной тысяч нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе 605 уставов муниципальных образований!
В 2008-2009 годах прокуратурой выявлено 87 муниципальных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Лишь некоторые муниципальные образования системно проводят антикоррупционную экспертизу. В условиях отсутствия на местах соответствующих специалистов целесообразно привлекать к этой работе органы прокуратуры.
И все проекты нормативных актов должны согласовываться с прокуратурой - уже на стадии их подготовки. Мы рекомендуем муниципальным образованиям заключить соответствующие соглашения, как уже сделано на краевом уровне (заключено соглашение между Прокуратурой Алтайского края и Алтайским краевым Законодательным Собранием).
Практика показывает, что если доходит до оспаривания нормативного акта в судебном порядке, почти половина заявленных исков удовлетворяется. Во избежание таких ситуаций мы предлагаем обо всех случаях передачи дел в суды сразу информировать наш комитет по местному самоуправлению, чтобы мы имели возможность своевременно оказать правовую поддержку.
Мы живем в период роста политической и социальной активности молодежи. Именно политически активная молодежь сейчас формирует новую социально-политическую реальность. Эффективно работает и уже подтвердил свой профессионализм и значимость краевой молодежный парламент. Активно работают подобные структуры и на местах.
К сожалению, в некоторых районах до сих пор нет таких парламентов - в Алтайском, Егорьевском, Ельцовском, Красногорском, Локтевском, Мамонтовском, Петропавловском, Советском, Троицком, Усть-Пристанском, Хабарском, Целинном. Но речь сейчас не о формальном создании еще одной организации, а о том, чтобы выстроить системную работу с молодежью.
В крае активно действуют уже созданные общественные формирования - это Алтайское отделение Российского Союза сельской молодежи, школьные парламенты, политические клубы и сообщества по интересам и многие другие. С ними нужно сотрудничать, выстраивать диалог и поддерживать. Часто добрые инициативы и задумки наших детей гибнут из-за элементарного бюрократизма и нежелания посмотреть дальше своего носа! А именно здесь - источник новых идей для оживления экономики, решения проблем конкретных сел и городов.
Мы, краевые депутаты, ставим работу с молодежью в качестве одного из основных приоритетов. И считаем, что на местом уровне этому направлению следует придать системный характер - как уже сделано в Кулунде, Бийске, Ключах и некоторых других территориях.
Если это не сделаем мы, потенциал наших детей могут использовать другие силы, и не всегда в позитивном плане, не всегда во благо! Уважаемые коллеги, именно сейчас, если мы не привлекаем молодежь в политику, экономику, социальную сферу, мы теряем будущее!
В ходе прошедших в 2008-2009 годах выборов депутатский корпус городских округов и муниципальных районов обновился более чем на 65 процентов, а в поселениях - более чем на 75 процентов. Среди руководителей представительных органов 54 человека заняли эту должность впервые, 19 из них вообще не имеют опыта депутатской деятельности.
Поэтому мы активно внедряем различные формы консультационно-методической помощи - обучающие семинары, зональные совещания, стационарные учебы и т.д.
Я благодарен тем руководителям, которые не только помогают нам в проведении этих мероприятий, но и системно обучают депутатский корпус на местах. Назову Кулундинский и Первомайский районы, хотя такая работа ведется и в других районах. Мы, со своей стороны, и далее будем оказывать информационно-консультационную поддержку.
Одной из задач Ассоциации муниципальных образований является налаживание межмуниципального информационного взаимодействия. С 1 января 2010 года вступает в силу федеральный закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Он предусматривает в числе прочих мер создание представительств муниципалитетов в сети Интернет и оговаривает перечень обязательной для размещения в открытом доступе информации.
На сегодня менее трети городов и районов края имеют официальные интернет-сайты, и они не всегда информационно наполнены. Всего 10 сайтов имеют интернет-приемные для обращений граждан. Наиболее «живые» и информативные - сайты Первомайского и Новичихинского районов, а также городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и других.
До конца года нам нужно создать базу для исполнения этого закона. А именно - обеспечить информирование населения о нашей деятельности и получение «обратной связи».
Считаем, что на краевом уровне мы должны выстроить «вертикаль нормотворчества», призванную учитывать интересы и всего края, и муниципалитетов, отвечающую потребностям настоящего момента.
Мы уже приняли в первом чтении проект закона о порядке осуществления законодательной инициативы представительными органами муниципальных образований. Сейчас готовим законопроект, который определит статус и гарантии осуществления полномочий депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Хотелось бы, чтобы вы, уважаемые коллеги, приняли активное участие в подготовке этих документов.
Думаю, Совету муниципальных образований Алтайского края вполне по силам решить и эту задачу, и многие другие.
Считаем, что для придания соответствующего статуса и повышения роли в региональной политике Совета муниципальных образований необходимо нормативно закрепить полномочия по его взаимодействию с органами государственной власти края.
Эта норма предусмотрена 131-м законом и должна быть конкретизирована в региональном законодательстве.
Во многих субъектах Российской Федерации статус и функции Советов зафиксированы в уставах, в Пермском, Камчатском крае, Калининградской области и других территориях Советы муниципальных образований обладают правом законодательной инициативы.
Предлагаем рассмотреть данное предложение и при положительном решении подготовить соответствующий законопроект. Это стало бы завершающим аккордом в координации усилий всех уровней власти, позволило бы создать «вертикаль регионального нормотворчества», объединить наши усилия по всем ключевым позициям.
Алтайское краевое Законодательное Собрание с начала работы текущего созыва важнейшим направлением своей деятельности обозначило взаимодействие с органами местного самоуправления. За прошедший год мы провели много мероприятий в муниципальных образованиях - и с депутатами, и по молодежной тематике, и многие другие. Продолжим эту практику и в дальнейшем. Поэтому в заключение разрешите поблагодарить присутствующих здесь руководителей представительных органов, глав администраций и лично Павла Васильевича (Ефремова), которые поддерживают наши инициативы и всегда оказывают нам необходимое содействие. Спасибо вам за нашу совместную плодотворную работу!
24/06/2009 17:01
Подписка на новости |
Календарь
|