Материалы к выступлению на обсуждении концепции проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
Материалы к выступлению на обсуждении концепции проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предлагаемого в качестве консолидированной законодательной инициативы
Совет Федерации ФС РФ,
9 ноября 2010 года, 12.00
ТЕМА: Проблемы комплексного развития особо значимых аграрных территорий Российской Федерации на примере проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья».
Уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые присутствующие!
В последние годы сельское хозяйство признано одним из ключевых приоритетов в социально-экономическом развитии страны.
Важнейшими вехами новой аграрной политики стали Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить:
- сенаторов, всегда последовательно отстаивавших интересы села;
- представителей профильных министерств, которые грамотно реализуют политику Президента и Правительства в аграрной сфере,
- ученых-аграрников, которые научно обосновывали необходимость смены вектора аграрной политики.
Вместе с тем, надо признать, что задача коренной модернизации и всего аграрного производства, и социальной сферы села еще не решена.
На наш взгляд, для ускорения этих процессов необходимо:
во-первых: существенное увеличение объемов государственной поддержки села
и во-вторых: концентрация господдержки на прорывных направления и потенциальных точках роста.
Эта позиция послужила толчком к разработке концепции придания отдельным регионам России статуса особо значимых аграрных территорий.
Впервые инициатива о создании в стране особо значимым аграрных территорий была озвучена Губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в присутствии Дмитрия Анатольевича Медведева, и получила его поддержку.
Содержание инициативы раскрыто в двух разработанных нами документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации».
Конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции особо значимых аграрных территорий обобщены в проекте «Комплексное развитие Алтайского Приобья».
Концепция законопроекта и проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» получили поддержку при обсуждении в Министерстве сельского хозяйства, на Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, в профильном комитете Государственной Думы.
Месяц назад на конкурсе региональных стратегий среди субъектов Российской Федерации наш проект занял 1 место в номинации «За лучший комплексный инвестиционный проект, обеспечивающий развитие территории».
И самое главное, проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» внесен в Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденных в июле этого года Председателем Правительства России Владимиром Владимировичем Путиным.
В чем, вкратце, заключается ключевая идея нашей инициативы?
Полагаем, что действующий механизм господдержки аграрного сектора нуждается в существенной корректировке.
С одной стороны, очевидно, что в зависимости от бюджетной обеспеченности регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей.
А с другой стороны, аграрный потенциал и степень агропромышленной специализации территорий также совершенно разные.
Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к поддержке агропромышленного комплекса территорий России.
Сегодня же, к сожалению, механизм федеральной государственной поддержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны.
Так, например, более четверти пашни в стране и более четверти всего валового объема продукции сельского хозяйства России приходится на долю всего 7 регионов страны.
Особо значимые аграрные территории, то есть территории, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, должны получать приоритетную, и, главное, комплексную поддержку.
Фактически мы предлагаем создать своего рода зоны опережающего роста. Статус особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как «локомотивы роста» аграрной экономики всей страны.
Убеждены, что при системном подходе к развитию таких территорий отдача будет многократной. Это позволит надежно обеспечить население России качественной и безопасной сельскохозяйственной продукцией.
Каковы критерии, позволяющие выделить такие территории? В нашем законопроекте их предлагается три:
Первый: доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте - не менее 8 процентов.
Второй: площадь пашни - не менее 3 миллионов гектар.
И наконец, доля сельского населения в общей численности населения региона - не менее 30 процентов.
По нашим предварительным расчетам, в рамки предложенных критериев входят порядка восьми-девяти крупнейших аграрных регионов страны: Республика Башкортостан, Татарстан, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский край, Воронежская, Оренбургская, Ростовская, (Волгоградская) области.
Я подчеркну, что эти критерии и пороговые значения - не окончательный вариант. Могут быть рассмотрены и дополнительные критерии, например, доля региона в производстве основных продовольственных товаров, или валовое производство на душу населения.
В то же время, для нас принципиально, что дополнительная поддержка должна распространяться на регионы аграрной или аграрно-промышленной специализации. Индустриальные регионы, особенно с развитой добывающей промышленностью, как правило, имеют собственный ресурсный потенциал для поддержки сельского хозяйства.
Принципиальным требованием является и наличие больших земельных ресурсов. Сегодня есть регионы, которые при сравнительно небольших посевных площадях обеспечивают высокие объемы производства мясо-молочной продукции. Но ведь, животноводческая отрасль является производной от растениеводства. Задача аграрной политики - обеспечить максимально эффективное использование земли за счет более рационального размещения животноводческих производств.
Алтайский край играет немаловажную роль в сельском хозяйстве страны. И позвольте на примере нашего края, на примере наших инвестиционных проектов раскрыть идеологию создания особо значимых аграрных территорий.
Алтайский край является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Сибири и на Дальнем Востоке. По площади пашни (6,5 миллиона гектаров) Алтайский край занимает первое место в России, по поголовью крупного рогатого скота - четвертое.
Сельское хозяйство играет определяющую роль в формировании экономики края - на долю сельского хозяйства приходится 17% валового регионального продукта (по России - около 4%), в сельской местности проживает около половины населения региона.
Алтайский край - во многом уникальный регион, на карте которого можно увидеть все аграрные зоны России. На севере края выращивают лён-долгунец, как в Вологодской области, а на юге - бахчевые, как в Астрахани. В наших непростых сибирских условиях в промышленных масштабах выращивают сахарную свеклу, подсолнечник, фрукты и даже виноград.
По ряду позиций Алтайский край занимает лидирующие позиции на российском продовольственном рынке. Мы занимает 1-е место по производству муки, 1-е место по производству сыра, второе место - по производству крупы. В этом году 60% гречихи в стране выращено в Алтайском крае.
Несмотря на непростую финансовую ситуацию, сельскохозяйственным товаропроизводителям в серьезных масштабах оказывается государственная поддержка.
В 2009 году в рамках реализации Государственной программы из федерального и краевого бюджетов на развитие сельского хозяйства края направлено более 4 млрд. рублей, в т.ч. из федерального бюджета около 3 млрд. рублей и из краевого бюджета - более 1 миллиарда рублей.
Показателем успешности проводимой в крае аграрной политики служит стабильный рост показателей сельскохозяйственного производства. Так, по итогам 2009 года индекс физического объема сельского хозяйства составил более 120 процентов!
Вместе с тем, вынуждены констатировать, что в условиях ограниченности регионального бюджета объемы государственной поддержки явно недостаточны.
Занимая четвертое место в России по поголовью крупного рогатого скота, край в расчете на 1 голову КРС получил в полтора-два раза меньше средств из федерального бюджета по Госпрограмме, чем в среднем по стране. Имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получил средств по Госпрограмме почти в 5 раз меньше, чем в среднем по России.
По итогам 2009 года доля расходов консолидированного бюджета Алтайского края на сельское хозяйство составила 6,4% от общих расходов консолидированного бюджета. Для сравнения - доля расходов консолидированных бюджетов субъектов России на сельское хозяйство в среднем составляет 3,2%.
По доле расходов бюджета на сельское хозяйство Алтайский край является одним из лидеров среди субъектов России, занимая 3 место. Однако по показателю расчетной бюджетной обеспеченности на душу населения Алтайский край занимает 68-е место.
Поэтому, несмотря на более высокую долю бюджетных расходов на сельское хозяйство наши крестьяне получают меньше средств, чем их коллеги большинства других регионов. На 1 гектар пашни в Алтайском крае в 2009 году пришлось около 650 рублей государственной поддержки, тогда как в среднем по России почти 1700 рублей. Мы не можем обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне!
Алтайский край вносит весомый вклад в продовольственную безопасность как регионов Сибири и Дальнего Востока, так и России в целом. За пределы края ежегодно вывозится около 80% муки и крупы, около 70% сыра и 20% животного масла.
Тем самым, обеспечение продовольствием населения ряда других субъектов приводит к дополнительной нагрузке на бюджет края. В целом, по экспертной оценке, более половины выделяемого из краевого бюджета объема государственной поддержки сельскому хозяйству уходит за пределы региона.
Аграрная ориентация Алтайского края определяет и специфику развития ряда других отраслей - прежде всего социальной сферы и инфраструктуры. По показателям протяженности автомобильных дорог край занимает первое место в России. В сельской местности находится более 1000 общеобразовательных учреждений (свыше 80% от их общего количества). На их содержание приходится более четверти расходов консолидированного бюджета при среднем для российских регионов показателе чуть более 20%. Специфика сельского расселения определяет и значительное число муниципальных образований - около 800 (это третье место в России после Татарстана и Башкортостана).
Очевидно, что эти особенности приводят к дополнительным расходам бюджета, не давая возможности направить больше средств на поддержку прорывных направлений в АПК.
Какие формы поддержки должны применяться для развития особо значимых аграрных территорий?
Необходимо использовать, прежде всего, зарекомендовавшие себя меры государственной поддержки, но на особых, льготных условиях. Речь идет, прежде всего, о мероприятиях в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства, федеральных целевых программ, а также об использовании средств Инвестиционного фонда.
Кроме того, считаем необходимым предложить ряд новых и эффективных механизмов государственной поддержки.
Например, полагаем, в частности, что эффективному развитию молочного животноводства будет способствовать субсидирование части затрат на реализацию молока базисной жирности. При этом на объемы, превышающие расчетные потребности населения региона, нужно применять повышающий коэффициент относительно ставки субсидий.
Приведу одну цифру - в прошлом году около 900 миллионов рублей составила государственная поддержка производства тех объемов молока, которые в виде сыра, масла, сухого молока были вывезены за пределы края.
Аналогичная мера предлагается в части субсидирования производства мяса.
Необходимо на более высоком уровне оказывать государственную поддержку приобретения средств интенсификации производства (минеральных удобрений, средств защиты растений, элитных семян).
Считаем необходимым ввести субсидирование за счет средств федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для молочного животноводства.
Предлагаем начать за счет средств федерального бюджета софинансирование восстановительной работы в лесозащитных полосах.
Для развития правовых институтов необходимо субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на оформление земельных участков. Это ускорит регистрацию земельных участков и позволит реально развивать рынок земли.
В проекте также предложено предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капитального ремонта, комплексной реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных оросительных систем.
4 млн. гектаров пашни края или более 60% от её наличия находятся в зоне рискованного земледелия вследствие недостаточного увлажнения. Количество осадков за вегетационный период на этой территории составляет от 120 мм до 170 мм. Здесь проживает половина сельского населения края.
Хочу обратить внимание еще на один момент. Проектом «Комплексное развитие Алтайского Приобья» предполагается реализация целого ряда проектов по развитию инфраструктурных отраслей.
В частности, предусматривается строительство и реконструкция объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики на принципах и механизмах государственно-частного партнерства в условиях преференций особо значимой аграрной территории.
Организационным механизмом для перевода агропромышленного сектора края на инновационную модель развития должно стать создание нескольких кластеров:
аграрного; машиностроительного; биофармацевтического; энергетического; туристического.
Именно поэтому в программу включены ряд, на первый взгляд, не связанных с аграрным сектором проектов, например, туристические объекты или строительство электростанции. Ведь без надежного и доступного по цене электроснабжения невозможны автоматизация сельского производства и сокращение ручного труда. А туристический сектор является важнейшим потребителем экологически чистых продуктов питания с высокой долей добавленной стоимости. (Надо учитывать, что уже сегодня на Алтае ежегодно бывает более миллиона туристов).
Подчеркну, что эта позиция нашла понимание на федеральном уровне. В частности, на совещании о ходе реализации первоочередных инвестиционных проектов Сибирского федерального округа, прошедшем у вице-премьера Дмитрия Николаевича Козака 18 октября, принято решение о поддержке двух инфраструктурных проектов, входящих в нашу комплексную программу.
Отмечу, что всего в рамках мегапроекта планируется реализация 89 инвестиционных проектов, часть которых уже реализуется, а по остальным разрабатывается проектная документация. Данными проектами предусмотрено создание около 24 тысяч рабочих мест. Общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта - более 590 млрд. рублей, из них 40% - это государственные вложения, направленные на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов, и 60% - частные инвестиции.
Формирование нового института развития в Российской Федерации - особо значимых аграрных территорий - позволит стабилизировать ситуацию на агропродовольственном рынке страны. Это позволит приблизиться к достижению важнейшей стратегической цели - обеспечение продовольственной безопасности страны, доктрина которой утверждена в прошлом году Президентом.
Об основных положениях законопроекта расскажет мой коллега, Сергей Валентинович Землюков.
Прошу сенаторов внимательно изучить представленный нами законопроект и поддержать целесообразность его внесения в Государственную Думу в качестве консолидированной законодательной инициативы.
Спасибо за внимание.