Информация по вопросу «О модельном Положении о порядке передачи муниципального имущества»

 

Положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определили принцип целевого назначения муниципального имущества.

Согласно данному принципу в муниципальной собственности может находиться только имущество, предназначенное для решения публичных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований. При этом нормы Федерального закона предусматривают, что органы местного самоуправления до 1 января 2009 года должны осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 Федерального закона.

Однако, в настоящее время у органов местного самоуправления возникают проблемы в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью соответствуют перечню имущества, которое может находиться у них в собственности в соответствии с требованиями Федерального закона. Кроме того, в муниципальных образованиях возникают трудности относительно формирования пообъектного состава муниципальной собственности в связи со сложностью решения вопросов о правомерности включения в него отдельных объектов собственности.

В Федеральном законе не предусмотрены виды муниципального имущества для решения таких вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, как содействие в развитии сельскохозяйственного производства, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, участие в профилактике терроризма и экстремизма, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и других.

В связи с этим в настоящее время изучается вопрос о дополнении перечня видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, в том числе с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определении от 2 ноября 2006 года № 540-О, согласно которой статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

В связи с этим в настоящее время некоторые субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Государственной Думе, разработали и направили для рассмотрения ряд законодательных инициатив, направленных на увеличение перечня видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. В июне 2008 года будет рассмотрено пять законодательных инициатив, внесенных Советом Федерации, депутатами Государственной Думы, Волгоградской областной Думой, Государственным Советом Республики Коми. Принятие указанных проектов федеральных законов позволило бы частично решить возникающие на практике проблемы.

В то же время, полагаем, что принятие решений о расширении указанного перечня должно осуществляться на основе всестороннего и системного подхода.

Практика показывает, что велико число муниципальных образований, органы местного самоуправления которых не могут обеспечить предоставление населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных отраслях экономики и социальной сферы. Данная проблема особенно актуальна для небольших населенных пунктов, для населенных пунктов с низким уровнем социально-экономического развития, особым географическим положением, низкой плотностью населения и климатическими факторами.

В связи с этим есть необходимость в установлении возможности нахождения в муниципальной собственности имущества, за счет которого органы местного самоуправления смогут обеспечить предоставление общественных услуг населению в случае отсутствия частных организаций, способных предоставлять такие услуги.

Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в своей информации указывал на то, что завершить процесс разграничения муниципального имущества в срок до 1 января 2009 года завершить проблематично. По данным Министерства регионального развития на 1 октября 2007 года все виды имущества были разграничены между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями лишь в 20 субъектах Российской Федерации, по отдельным видам имущества - в 48, в 12 субъектах муниципальное имущество вообще не разграничивалось.

В результате изменений, внесенных в Положения Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, уточнен порядок безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами.

В масштабах Российской Федерации указанные изменения позволили устранить ряд проблем в сфере правового регулирования имущественных отношений муниципальных образований.

Однако, в настоящее время остается неурегулированным порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти в случае недостижения договоренностей о передаче или принятии в собственность соответствующего муниципального образования отдельных объектов имущества (например, дороги, скотомогильники, свалки), а также в связи с дальнейшим разграничением и перераспределением полномочий между уровнями публичной власти.

Кроме того, разграничение муниципального имущества в соответствии с установленным порядком осуществляется не между всеми муниципальными образованиями, а только лишь между вновь образованными муниципальными образованиями и муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, а также в некоторых других случаях.

Анализ правоприменительной практики показал, что необходимо урегулировать порядок и сроки разграничения имущества не только между указанными муниципальными образованиями, но и между муниципальными образованиями, образованными до вступления Федерального закона № 131-ФЗ в силу.

Полагаем, что Положение «О порядке разграничения муниципального имущества» поможет устранить указанный пробел.

Настоящее Положение устанавливает порядок разграничения имущества между муниципальными образованиями, может применяться на постоянной основе и после завершения переходного периода, т.е. после 1 января 2009 года. Положение охватывает все типы муниципальных образований, а не только муниципальные районы и поселения, входящие в их состав, а также иные случаи разграничения имущества - создание новых и изменение границ существующих городских округов, муниципальных районов, поселений и т.д.

Предполагается, что инициаторами разграничения муниципального имущества могут выступать как органы местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится имущество, так и органы местного самоуправления муниципального образования, претендующего на имущество.

Планируется, что разграничение муниципального имущества будет осуществляться по согласованным предложениям представительных органов муниципальных образований, с соблюдением необходимости обеспечения решения вопросов местного значения; соответствия целевого назначения имущества вопросам местного значения; территориальной принадлежности имущества; обеспечения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими; соблюдения требований безопасности эксплуатации муниципального имущества, а также недопустимости выделения объектов, не являющихся автономными по характеру функционирования.