Доклад председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания И.И. Лоора на зональном совещании Алейской группы районов
Уважаемые коллеги!
Разрешите мне от имени присутствующих здесь депутатов пятого созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания приветствовать всех участников зонального совещания.
Наши зональные совещания - одна из основных форм работы Совета по взаимодействию краевого Законодательного Собрания и пред-ставительных органов муниципальных образований.
Последний тур зональных совещаний прошел в августе 2007 года. Тогда же был избран нынешний состав Президиума Совета, который будет действовать до августа нынешнего года
Со времени проведения последних зональных совещаний в августе 2007 года произошло много значимых событий. Важнейшие из них - выборы в краевое Законодательное Собрание и представительные органы местного самоуправления, прямые выборы либо назначение глав администраций.
Разрешите ознакомить Вас с результатами выборов в краевой за-конодательный орган и представительные органы местного самоуправления.
В отличие от выборов прошлого созыва выборы в Законода-тельное Собрание прошли, на мой взгляд, более организованно. Как Вы помните, при выборах депутатов предыдущего созыва по семи округам, из которых пять - г. Барнаула, выборы не состоялись. Пришлось организовывать довыборы, это - лишние усилия и бюджетные деньги...
По сравнению с прошлыми выборами усилилась преемственность, почти половина депутатов имеет опыт работы депутатской деятельности. Это - хороший признак. С одной стороны, свидетельство положи-тельной оценки населением деятельности депутатского корпуса прошлого созыва; с другой - формирование предпосылок устойчивой, основанной на накопленном опыте, работы депутатов нового созыва.
Позитивные подвижки я усматриваю в изменениях возрастной структуры по сравнению с прошлыми созывами. Выросла доля депутатов в самом работоспособном возрасте - от 30 до 50 лет. Вместе с тем, сохранен определенный баланс в соотношении молодежи и депутатов старших возрастных групп. Два депутата имеют возраст до 30 лет. Увеличилось число женщин в депутатском корпусе - с 6 до 10 человек.
Что касается образовательного уровня депутатов, то, здесь как говорится - «без комментариев». Все депутаты имеют высшее образование. Среди них 2 профессора, доктора наук. Среди депутатов 8 кандидатов наук. 13 депутатов имеют два высших образования. 8 депутатов имеют звание заслуженного работника той или иной сферы народного хозяйства.
Депутатский корпус представляет все сферы народного хозяйства края. Среди депутатов Законодательного Собрания - известные всему краю специалисты, крупные организаторы производства.
Я не имею возможности назвать всех и заранее приношу извинения. Упомяну лишь нескольких депутатов:
- генерального директора ОАО «Мельника», вице-президента Рос-сийского союза мукомольно-крупяных предприятий - Бедарева Александра Федоровича;
- генерального директора строительно-проектно-промышленного акционерного общества «СтройГАЗ», почетного строителя Российской Федерации - Белоусова Сергея Владимировича;
- председателя совета директоров ОАО «Пава» - Игошина Андрея Павловича;
- заместителя генерального директора «Алтайского филиала ОАО «Сибирьтелеком» - Терентьева Юрия Александровича;
- начальника КГУ «Алтайавтодор», «Заслуженного строителя Российской Федерации - Толстенева Сергея Вениаминовича;
- почетного работника Пенсионного фонда Российской Федерации, председателя Совета краевого коммерческого Сибирского Социального Банка, управляющего отделением Пенсионного фонда России по Алтайскому краю - Трофимова Бориса Александровича;
- президента Союза строителей Сибири, председателя правления Союза строителей и инвесторов Алтайского края, президент концерна «Алтайкоксохимстрой» - Фокина Михаила Гариловича.
К настоящему времени в структуре Законодательного Собрания сформировано 7 постоянных комитетов и 1 комиссия:
- комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан;
- комитет по местному самоуправлению;
- комитет по социальной политике;
- комитет по здравоохранению и науке;
- комитет по аграрной политике и природопользованию;
- комитет по экономической политике и собственности;
- комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике;
- мандатная комиссия.
Руководителей постоянных депутатских комитетов и мандатной комиссии я уже Вам представил.
В Алтайском краевом Законодательном Собрании сформированы четыре постоянные депутатские объединения, фракции:
- самая многочисленная «Единая Россия» объединила - 45 депута-тов (руководитель фракции Трофимов Борис Александрович);
- «Справедливая Россия» состоит из 9 депутатов (руководитель Мастинин Александр Евгеньевич);
- «КПРФ» состоит из 7 депутатов (руководитель Сафронов Виталий Александрович);
- «ЛДПР» состоит из 6 депутатов (руководитель Шагинян Армен Мартинович).
Таковы вкратце результаты выборов в Алтайское краевое Законодательное Собрание. Теперь о выборах на местах. В самом общем виде картина такова.
Выборы в представительные органы состоялись в 153 муниципальных образованиях, в т.ч. в 6 городских округах, в 45 муниципаль-ном районе и 102 сельских поселениях.
Разрешите напомнить Вам, что законодательство предусматривает два основных способа замещения должности главы администрации - посредством муниципальных выборов и путем назначения главы администрации по контракту.
Прямые выборы населением глав администраций избрали 54 из 72 муниципальных образований края. На сегодня муниципальные выборы состоялись на 15 территориях. Для справки скажу, что на второй срок избраны 5 глав администраций, а в 10 муниципальных образованиях - новые руководители.
18 муниципальных образований избрали так называемый «контрактный» вариант, при котором депутаты назначают главу админист-рации, а глава муниципального образования - руководитель представительного органа заключает с ним контракт.
Стоит отметить, что в Заринском, Каменском, Немецком национальном, Новичихинском и Первомайском районах районные представительные органы формировались не совсем обычным способом, а именно из глав и депутатов сельских поселений.
Что для нас, представительной власти, важно? Контрактная форма повышает значимость и ответственность депутатов представительного органа и способствует консолидации представительного органа и администрации муниципального образования.
Уважаемые коллеги! Новые формы назначения не должны, на мой взгляд, остаться без нашего внимания. Надо отслеживать процессы, по-нимать, что происходит и, тогда к очередному витку выборов в октябре месяце мы подойдем, что называется, не с пустыми руками.
По имеющейся у нас информации из всех вновь избранных депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Алтайского края 36% избрано повторно, 30% - женщин, у 55% депутатов возраст не превышает 40 лет.
Высшее образование имеет 72% депутатов, среднее специальное - 21%. Среди депутатов представительных органов муниципальных образований 15 кандидатов наук.
В Алейской группе районов из 11 муниципальных образований выборы прошли в 8. В целом качественная структура вновь избранных депутатов в Алейской группе районов схожа со структурой депутатов представительных органов муниципальных образований по краю.
Вместе с тем, по Вашей группе муниципальных образований имеются некоторые особенности структуры вновь избранных депута-тов. Назову несколько цифр, характеризующих состав депутатов представительных органов муниципальных образований вашей группы.
Состав депутатского корпуса обновился без малого на 2/3. Почти каждый третий депутат женщина. Старшая возрастная группа (свыше 50 лет) представлена в гораздо большей степени, чем молодежь до 30 лет - соответственно 43% и 1% к общей численности депутатов; 72% депутатов имеют высшее образование; из них 2% - два высших образования.
Что касается представительства депутатов в разрезе сфер занятости, то, как и в других зонах края, здесь в основном представлены ра-ботники социальной сферы (23% от всех депутатов), работники сельхозпредприятий, включая руководителей (27%), руководители город-ских (районных) предприятий, учреждений, организаций (20% от всех депутатов).
Завершая характеристику итогов выборов, оглашу результаты анализа качественного состава председателей представительных ор-ганов муниципальных районов и городских округов. Вкратце его итоги таковы:
- из 52 избранных председателей избраны повторно 18; из 34 впервые избранных 10 женщин, 30 человек с высшим образованием. Более половины вновь избранных председателей входят в возрастную группу от 50 до 60 лет; каждый третий от 30 до 50 лет.
Перехожу к основной теме моего выступления - организации эффективного взаимодействия краевого Законодательного Собрания с представительными органами местного самоуправления.
В идеале, как мне представляется, нам надо создать систему, где все, от депутата сельского Совета до председателя краевого Законодательного Собрания работают согласованно и результативно.
Я отдаю себе отчет в том, как непросто создать эффективную сис-тему взаимодействия в условиях отсутствия соподчиненности. Единственная надежная база - общие интересы, поиск общей платформы взаимодействия.
С моей точки зрения, в краевом Законодательном Собрании к настоящему времени сформировалась в целом работоспособная система, включающая в себя около двух десятков различных направлений и форм взаимодействия краевого Законодательного Собрания и представительных органов местного самоуправления. Среди них: зональные совещания, выездные заседания постоянных депутатских комитетов краевого Законодательного Собрания, выпуск журнала «Местное самоуправление», тематических брошюр по обобщению опыта работы представительных органов местного самоуправления и многое другое.
Я не буду их все называть, поскольку эта информация есть у Вас в раздаточном материале. Остановлюсь только на двух зарекомендовавших себя формах взаимодействия.
Центральное звено этой системы - Совет по взаимодействию крае-вого Законодательного Собрания с представительными органами местного самоуправления. В июле 2008 г. мы отметим его трехлетие. За это время состоялось 5 заседаний Совета, из них 2 - выездных, 10 заседаний Президиума Совета. На них рассматривались, бесспорно, актуальные вопросы, находящиеся в сфере интересов как местных органов самоуправления так и краевого Законодательного Собрания.
В 2007 году, к примеру, рассматривались такие фундаментальные вопросы, как укрепление экономических основ местного самоуправления, социальная поддержка многодетных семей, кадровое обеспечение системы местного самоуправления, формы и методы взаимодействия депутатов всех уровней с избирателями, краевая целевая программа «Содействие занятости населения Алтайского края на 2007-2010 годы» и другие вопросы.
Вместе с тем, я убежден в том, что потенциал, заложенный в этой форме нашего взаимодействия, раскрыт далеко не в полной мере. Я уже говорил о том, что в раздаточном материале имеется информация об основных направлениях и формах нашего взаимодействия. Рассчитываю, что Вы ознакомитесь и обсудите этот материал. В перспективе мы можем посвятить этот проблеме одно из заседаний Совета или Президиума.
Есть ряд Вам хорошо известных не просто острых, а острейших вопросов, которые надо обсудить. Скажем земельные отношения, неэффективное использование земли. Есть уникальный опыт Тальменского района по работе с паевыми землями, по отчуждению через суд невостребованных земель, требующий осмысления и распространения.
Или ситуация с ликвидацией муниципальных предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве районов. Кто из Вас может сказать, каковы социально-экономические последствия для Ваших жителей? Не прейдут ли люди завтра к крыльцу районных Советов?
Я уже не говорю об извечных больных вопросах повышения активности депутатов, работы с населением от выборов до выборов, ре-монте дорог, детских садах и спортивных площадках в малых селах, участия районов и городов в национальных проектах...
Сегодня у нас по повестке дня такие важные вопросы как роль органов местного самоуправления по развитию сельскохозяйственной кооперации в муниципальных образованиях и формирование доходной базы бюджетов муниципальных образований в 2007 году.
На предстоящем Совете мы рассмотрим ряд важных вопросов, в том числе:
- о переходе от натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг к ежемесячным денежным компенсациям в Алтайском крае;
- о содержании дорог регионального, межмуниципального и мест-ного значения;
- о регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края в части обеспечения населения дровами и выделения пиломатериалов на ремонт объектов социальной сферы и др.
Так много актуальных проблем для совместного решения, что са-мо собой напрашивается вывод о целесообразности перехода от сесси-онной работе Совета к постоянной.
Такой опыт наработан в Совете представительных органов муни-ципальных образований Пермского края. Там созданы постоянные комиссии Совета по четырем направлениям, охватывающие нормо-творческую деятельность в области:
- региональной политики и местного самоуправления;
- социальной политики;
- экономической политики, природопользования, собственности и инвестиционной деятельности;
- бюджетной и налоговой политики.
Мне представляется, что в этом случае нам будет легче скоординировать деятельность соответствующих комитетов краевого Законо-дательного Собрания и комиссий Совета по взаимодействию, в т.ч. путем кооптации депутатов - членов комитетов Законодательного Собра-ния в соответствующие комиссии. Да и совместная работа комитета по местному самоуправлению и Президиума Совета по взаимодействию будет намного плодотворнее.
Надо будет подробнее ознакомиться с этим опытом, может быть, с выездом на место. Это в качестве предложения. Давайте вместе поду-маем, как нам усилить результативность работы Совета по взаимодействию, как «заточить» его деятельность на решение на сложных реальных проблем становления местного самоуправления.
Другое важное направление в нашем взаимодействии, которое я хотел бы осветить - учеба депутатов представительного органа местного самоуправления. Скажу Вам, что в Японии, где все - от рабочего до топ-менеджера учатся по субботам, человек пропустивший занятия, не допускается к работе. Японцы считают, что самое главное для повыше-ния производительности труда - это учеба.
В 2007 году учебу в консультационно-методическом отделе про-шли всего 600 человек, в том числе около 120 председателей предста-вительных органов сельских поселений, около 50 человек - специали-сты районных и городских администраций, ответственные за деятель-ность представительных органов местного самоуправления, 24 человека - работники аппарата представительных органов городских округов и муниципальных районов.
Информация об учебе по Вашему кусту. Образцы в этом отношении - Краснощековский,Топчихинский и Шипуновский районы. От-стающие - Курьинский, Калманский и Усть-Пристанский.
В Калманском районе 10 представительных органов сельских муниципальных образований, проучен 1 депутат - Майдебура Николай Васильевич (Калистратихинский сельсовет).
В Усть-Пристанском районе 13 представительных органов сель-ских муниципальных образований также проучен один депутат - Сит-ников Александр Николаевич (Красноярский сельсовет).
Как видите, ситуация настолько уникальна, что я даже фамилии запомнил.
Самое плачевное положение с учебой названных категорий в Курьинском районе (10 представительных органов): не проучено ни одного депутата!
Уважаемые коллеги! С учетом темы доклада я охарактеризовал лишь часть проблем взаимодействия Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований.
За рамками моего доклада остался целый пласт проблем, связан-ных с реформой местного самоуправления. Это серьезная тема, требующая отдельного и компетентного разговора. 24 апреля на Совете по взаимодействию мы подведем итоги зональных совещаний и начнем обсуждение актуальных вопросов местного самоуправления.
И последнее. Администрация Алтайского края под руководством губернатора Александра Богдановича Карлина, образно говоря, заложила «краеугольные камни» долгосрочного развития региона. Среди них комплексная программа социально-экономического развития Алтайского края, включающая в себя Стратегию социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года и долгосрочную Программу до 2017 года. Комплексные программы социально-экономического развития сформированы всеми муниципальными образованиями края. Определены также механизмы их реализации, в том числе Соглашение администрации края с муниципальными образова-ниями.
Нам, представительной власти регионального и местных уровней, надо довести эту информацию до каждого сельского поселения, найти свое место в процессе реализации стратегических направлений развития края.
Будем руководствоваться принципом: не главенствовать, не де-монстрировать амбиции, а работать «в одной упряжке» с Администрацией края и исполнительными органами муниципальных образований.
В этом случае можно рассчитывать на успех.
Благодарю за внимание! Желаю Вам успешной и дружной работы.