Материалы к выступлению председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания И.И.Лоора на Совете по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований 24 апреля 2008 года


Введение

Уважаемые коллеги! Пользуясь случаем, хочу поздравить руководителей представительных органов городов и районов - победителей в конкурсе «Лучшее муниципальное образование»:
Татьяну Леонидовну Альшанскаю, главу Топчихинского района;
Сергея Михайловича Балабина, главу города Заринска;
Лидию Афанасьевну Громогласову, председателя Думы города Бийска;
Сергея Александровича Кибякова, председателя Рубцовского районного Собрания депутатов;
Владимира Федоровича Краутера, главу Поспелихинского района;
Александра Ивановича Ляпина, заместителя председателя Каменской городской Думы;
Юрия Ивановича Полетаева, председателя Третьяковского районного Совета депутатов;
Валентину Александровну Подлужину, председателя Собрания депутатов Павловского района;
Анатолия Михайловича Семенеца, главу Каменского района.
В своем выступлении я хочу подвести краткие итоги зональных совещаний с представительными органами местного самоуправления.
Скажу сразу, что в целом мы, депутаты краевого Законодательного Собрания, удовлетворены прошедшими совещаниями. Обсуждался широкий круг актуальных вопросов. Иногда даже он выходил за рамки установленной нами повестки.
Думаю, выражу общее мнение - разговор по всем пунктам повестки совещаний получился заинтересованный и полезный. Мы и далее будем активно использовать эту форму нашего взаимодействия. С приглашением глав районов, о чем вы говорили на зональных совещаниях.
Еще раз хочу выразить благодарность всем председателям представительных органов местного самоуправления, а через них - главам районов, взявшим на себя основной труд по организации совещаний:
Николаю Петровичу Зеленькову, председателю Тальменского районного Совета народных депутатов;
Галине Николаевне Афанасьевой, и.о. председателя Шелаболихинского районного Совета депутатов;
Петру Александровичу Зазулину, председателю Михайловского районного Собрания депутатов;
Валерию Михайловичу Дудченко, председателю Бийского районного Совета народных депутатов;
Петру Петровичу Жуку, председателю Ключевского районного Собрания депутатов;
Константину Александровичу Никифорову, председателю Алейского городского Собрания депутатов.
Надеюсь, что руководители представительных органов, на территории которых будут проходить зональные совещания, учтут накопленный опыт и привнесут что-то новое в их организацию.

Несколько слов о выборах в представительные органы местного самоуправления. Мы обобщили и рассмотрели итоги выборов в краевое Законодательное Собрание и представительные органы местного самоуправления.
Напомню Вам, что сегодня используются различные формы назначения глав администраций. Из 18 муниципальных образований, выбравших контрактную форму, в 16 образованиях главы назначены.
Важный процесс, требующий отслеживания. Предполагается рассмотреть вопрос о выборах на одном из заседаний Совета по взаимодействию (ориентировочно в IV квартале т.г.). Обсудим сильные и слабые стороны различных форм организации власти на местах, определимся с перспективой их использования.

Перехожу к основному вопросу о взаимодействии Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований. Остановлюсь коротко на наиболее важных, с моей точки зрения, положениях и путях дальнейшего укрепления нашего взаимодействия.
Основу нашего взаимодействия обеспечивает Совет по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами и его Президиум. На заседаниях Совета и его Президиума рассматриваются наиболее злободневные вопросы жизнедеятельности населения.
Мы продолжим практику систематического проведения Совета по взаимодействию и его Президиума, в т.ч. «на выезде». При этом, как я говорил на зональных совещаниях, рассмотрим вместе с вами возможность организации работы Совета путем создания постоянных комиссий.
На зональных совещаниях прозвучали предложения о включении в повестку работы Совета ряда вопросов (о земельных отношениях и эффективном использовании земель, об условиях оформления кредитов для сельхозпредприятий в банках, о финансировании малокомплектных школ края и др.).
На ближайшем заседании Совета по взаимодействию обсудим план его работы и работы Президиума на второе полугодие 2008 года, где учтем все Ваши предложения. На июньском заседании Президиума Совета обсудим план взаимодействия представительных органов в разрезе территорий.
Из перспективных форм взаимодействия отмечу выездные заседания профильных комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания, на которых будут обсуждаться вопросы законодательного обеспечения функционирования и развития местного самоуправления. Ждем от вас предложений для включения их в повестку заседаний.
Мы ориентируем депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания на более активную работу в округах, в т.ч. участие в работе сессий районного совета депутатов, на оказание индивидуальных консультаций депутатам представительных органов муниципальных образований края, оказание информационной и организационной помощи.
Налаженные контакты с муниципальными образованиями позволят нам практиковать совместное решение вопросов, которое ставит население. Совместно с депутатами районных и сельских Советов депутатов, (по примеру Шелаболихи, где проблемы решаются совместно депутатами райсовета и сельсовета).
Будем рекомендовать более широкое участие депутатов районных, городских Советов депутатов в публичных слушаниях, заседаниях «круглых столов», работе постоянных комитетов Законодательного Собрания края.
На сегодня существуют определенные организационные «накладки» (совпадение времени проведения мероприятий в Алтайском краевом Законодательном Собрании и муниципальных образованиях). Надо нам совместно отрегулировать этот вопрос.
Много лет мы говорим о необходимости совместного обсуждения проектов законов края, об активном участии муниципальных образований в обсуждении законопроектов и внесении конкретных предложений.
Однако местные представительные органы в минимальной степени реализуют свое право субъекта законодательной инициативы.
Есть, между прочим и другие примеры. Так, представительные органы местного самоуправления Красноярского края ежегодно направляют в Законодательное Собрание порядка полутора десятков законодательных инициатив.
Подавляющее же большинство местных представительных органов нашего края (за исключением городов Барнаула и Бийска) ни разу за всю историю своего существования не выходили с законодательными инициативами.
Мы предлагаем в рамках работы Совета, ваших зональных совещаний обсудить эту проблему и с нашей поддержкой выдвигать законодательные инициативы от имени группы районов. Идея была высказана на зональном совещании Бийской группы районов председателем Красногорского районного совета депутатов Евгением Ивановичем Дайбовым.
Алтайское краевое Законодательное Собрание продолжит практику подготовки и выпуска методических материалов по совершенствованию деятельности представительных органов местного самоуправления.
Эта работа была хорошо поставлена в 2006 году. В 2007 году произошел определенные спад, который мы постараемся компенсировать.
Особое внимание будем уделять разработке модельных законов, о необходимости которых чем говорил в своем выступлении глава Первомайского района Владимир Николаевич Бокарев.
В большей мере, чем сегодня, на информационную и методическую помощь представительным органам местного самоуправления будет сориентирован сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. Об этом говорила председатель Быстроистокского районного Совета депутатов Ольга Брониславовна Рудич.
Мы планируем на сайте создать специальную рубрику «Алтайское краевое Законодательное Собрание - представительным органам муниципальных образований». Поручение такое комитету по местному самоуправлению мы дадим.
Хотел вкратце сказать о новой, но очень перспективной форме нашего взаимодействия - подготовке и выпуске краевого информационно-аналитического журнала «Местное самоуправление на Алтае».
Журнал задумывался как площадка для обмена опытом работы по социально-экономическому развитию муниципальных образований края, освещению хода реформы местного самоуправления на Алтае.
Начальный этап становления журнала завершен. В свет вышло 9 номеров.
Председателям представительных органов местного самоуправления необходимо активнее участвовать в работе журнала, не стесняться показывать свою работу. Мы, со своей стороны, поможем обработать ваши материалы и разместить их в журнале
Завершая вопрос о взаимодействии скажу коротко об учебе депутатского корпуса.
Вопрос о необходимости учебы депутатов представительных органов поднимался на каждом зональном совещании. Особенно остро он был поставлен на совещании Бийской группы районов.
Алтайское краевое Законодательное Собрание уделяло и будет уделять ему постоянное внимание:
а) в конце апреля мы проучили вновь избранных депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания;
б) в мае т.г. намечена учеба депутатов районного уровня;
в) прорабатываются новые формы проведения учебных семинаров непосредственно в районах и городах края.
Мне представляется, что совместными усилиями по укреплению взаимодействия Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований нам удастся обеспечить слаженную и скоординированную работу.
Тем самым мы выстроим нормальные, соответствующие духу и букве 131-го закона, взаимоотношения представительной власти края и местного сообщества.

Перехожу к подведению итогов по вопросу о роли органов местного самоуправления по развитию сельхозкооперации в муниципальных образованиях. Мы обсудили на зональных совещаниях жизненно важный вопрос о развитии сельскохозяйственной кооперации. Для 300-х поселений края, где отсутствует производство, это вопрос перспективы их существования.
Кроме этого, на зональных совещаниях поднимались другие важные для села вопросы: земельных отношений, поддержки АПК и прочие.
Ситуацию в области формирования сельхозкооперативов можно оценить как критическую. Несмотря на меры государственной поддержки, развития сельхозкооперации в необходимых для края масштабах, не происходит. В силу ряда причин стагнация этого процесса налицо.
Следует признать целесообразным предложения депутата краевого Законодательного Собрания В.М.Красилова о направлении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законодательной инициативы по внесению изменений в федеральный закон от 8 января 1995 года № 183-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 1, 4, 13).
Мы планируем разработку законодательной инициативы комитетом по аграрной политике и природопользованию Алтайского краевого Законодательного Собрания. Попросим депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания В.М.Красилова принять участие в этой работе, а также подключим к разработке законодательной инициативы членов созданного общественного Совета по вопросам сельского хозяйства.
Перед органами местного самоуправления стоит целый ряд задач - от предоставления сельхозкооперативам имущества на льготных условиях для осуществления их деятельности до разъяснительной работы с населением по вопросу создания кооперативов. Соответствующие рекомендации мы заложили в решение Совета.
Местным органам уже сегодня нужно развернуть работу по организации рынков для продажи сельхозпродукции, о чем у нас шел разговор на зональных совещаниях (пример рынков в Смоленском районе и г.Алейске).
Думаю, что предложения об организации рынков сбыта сельхозпродукции (Кирюшкина Валерия Ивановича, председателя Завьяловского районного Собрания депутатов и других) заслуживают более внимательного изучения и принятия соответствующих решений.

Разрешите ознакомить Вас с итогами обсуждения доходной базы бюджетов муниципальных образований в 2007 году. Ключевой проблемой становления местного самоуправления было и остается недостаточность его экономической основы. В этом депутаты краевого Законодательного Собрания убедились неоднократно как во время проведения избирательной компании, так и в процессе работы зональных совещаний.
Несмотря на заметный рост налоговых и неналоговых доходов территорий в 2007 году по отношению к предыдущему году, вопросы местного значения финансово не обеспечены.
Такая ситуация - по всей России. Она широко обсуждается нашей общественностью. Для кардинального решения проблемы финансового обеспечения вопросов местного значения нужны решения федеральных органов власти.
В феврале нынешнего года состоялось первое заседание вновь созданного Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Российской Федерации. В качестве первоочередной была поставлена задача разобраться с бюджетами органов местного самоуправления, как они должны насыщаться и как расходоваться.
В этих условиях депутаты законодательного органа края в рамках своих полномочий внесли определенные коррективы в методику распределения финансовых средств между муниципальными образованиями. При принятии краевого бюджета на 2008 год в три раза увеличили расходы на поддержку объектов социальной сферы районов и городов. Впервые выделили бюджетные средства на ремонт дорог в районных центрах. Средств выделено, конечно, недостаточно, но здесь важно начало, почин.
Должен сказать, что как наиболее наболевший вопрос, он вызвал самый большой интерес у руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов.
С учетом ваших предложений краевое Законодательное Собрание совместно с Администрацией края:
- проведет анализ формирования финансовых основ местного самоуправления с учетом соответствующих нормативов и методик;
- рассмотрит вопрос об увеличении финансовой помощи муниципальных образованиям в случае поступления в краевой бюджет дополнительных доходов.
Органам местного самоуправления, со своей стороны, необходимо установить обоснованные и реальные налоговые ставки по местным налогам, а так же корректирующие коэффициенты по единому налогу на вмененный доход, учитывающие особенности предпринимательской деятельности.
Актуальными остаются также меры по увеличению собственной налогооблагаемой базы муниципальных образований.


Заключение

Я хотел бы еще раз вернуться к организации нашего взаимодействия.
Если мы хотим построить работоспособную и эффективную систему взаимоотношений, то мы должны руководствоваться главным принципом - ориентацией на результат.
Чтобы не «заболтать» проблему, по итогам наших обсуждений составим и утвердим План мероприятий. Дадим конкретные поручения конкретным людям и будем контролировать их исполнение.
В заключение хочу еще раз поблагодарить муниципальные образования, взявшие на себя труд и хлопоты по организации зональных совещаний. Спасибо Вам за ваш вклад в дело становления полноправных представительных органов края.
Желаю Всем дальнейшей успешной работы!