Материалы к выступлению председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания И.И. Лоора на съезде Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» 25 апреля 2008 года

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Доклад председателя Ассоциации Павла Васильевича Ефремова еще раз убедил меня в том, что в крае постепенно набирает силу значимый институт межмуниципального сотрудничества, призванный решать сложные проблемы организации местного самоуправления.
В резолюции второго съезда Ассоциации, состоявшегося без малого год назад, был отмечен ряд болевых точек развития местного самоуправления.
Законодательный орган края в рамках своей компетенции предпринял ряд шагов по их разрешению. Так, второй съезд Ассоциации принял решение ускорить работу по оптимизации административно-территориального устройства.
В этих целях, во-первых, принят закон «Об административно-территориальном устройстве Алтайского края». Во-вторых, депутатами принят закон «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского (городского) поселения, городского округа, муниципального района».
Соответствующие законы принимаются по каждому муниципальному образованию края. Эта работа должна быть завершена до конца 2008 года. Принято 49 законов, до конца полугодия текущего года мы планируем принять еще 9.
Наконец, в третьих, принят закон края об объединении Смирновского и Ново-Копыловского сельских советов в Заринском районе.
Скажу, что это сложная и трудная, но иногда необходимая для края мера. Шаблон здесь недопустим. Главный критерий - улучшение условий жизни проживающего там населения. Вторым критерием должно быть добровольное согласие населения на объединение.
В ближайшие 2-3 года задача совершенствования структуры расселения, объединения поселений будет одной из актуальных. Вот почему первый положительный опыт Алтайского края по объединению по-селений для нас имеет столь большое значение.
Хотел бы поблагодарить первопроходцев, не побоявшихся взяться за решение непростой задачи накануне выборов - в то время главу Администрации Заринского района Терешкина Ивана Ивановича и главу Администрации Тогульского района Ральникова Анатолия Васильевича.
Управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе при активном участии комитета по местному самоуправлению краевого Совета народных депутатов в мае 2007 г. изданы методические рекомендации по вопросу объединения поселений. Сегодня с учетом наработанного опыта рекомендации могут быть углублены. Я уверен в том, что наша совместная работа в этом направлении будет востребована.
Особо отмечу, что работа в этом направлении может быть результативной только в случае согласованных действий законодательной и исполнительной власти края. Мы, со своей стороны, планируем рассмотреть проблему оптимизации административно-территориального устройства на одном из заседаний Совета по взаимодействию.
Далее, на втором съезде Ассоциации шла речь о целесообразности выпуска методических пособий, содержащих модельные правовые акты муниципальных образований.
Комитет по местному самоуправлению краевого Совета народных депутатов подготовил и довел до муниципальных образований края целый ряд модельных правовых актов и рекомендаций. В их числе:
модельные уставы для сельского поселения и муниципального района (совместно с Администрацией края);
регламент представительного органа муниципального образования;
положение о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления; о порядке реализации правотворческой инициативы граждан; о порядке назначения и проведения опроса граждан и другие.
На зональных совещаниях руководители представительных органов муниципальных образований поставили перед нами вопрос о необходимости выпуска новой редакции модельных Уставов. Работа по формированию модельных правовых актов муниципальных образований будет продолжена.
В настоящее время Администрацией края при участии комитета по местному самоуправлению подготовлены новые редакции Уставов Баевского, Каменского и Ребрихинского районов, Зонального сельсовета Зонального района, Жилинского сельсовета Первомайского района, которые могут служить в качестве модельных.
Следует заметить, что депутаты не ограничивались методической помощью органам местного самоуправления, но и оказывали содействие в разрешении конкретных организационных вопросов и конфликтных ситуаций, как, например в Благовещенском районе.
Хотел вкратце сказать о новой, но очень перспективной форме нашего взаимодействия - подготовке и выпуске краевого информационно-аналитического журнала «Местное самоуправление на Алтае».
Его учредители - Администрация Алтайского края, краевое Зако-нодательное Собрание, Ассоциация «Совет муниципальных образований Алтайского края».
Журнал изначально задумывался как Ваша трибуна, как площадка обмена опытом и мнениями по решению проблем местного самоуправления.
Становление журнала шло сложно. Было много скептиков, не верящих в его востребованность муниципальными образованиями.
На сегодняшний день вышло в свет девять номеров. Можно с уверенностью сказать, что первоначальный этап становления журнала успешно пройден, хотя проблем остается немало. Журнал отражает реальные проблемы и земные дела, пользуется спросом на местах и, на мой взгляд, улучшается с каждым выпуском.
Обновился состав редакционной коллегии. Но главное не в этом. Перспективы журнала связаны с участием муниципальных образований, с Вашей активной позицией по отношению к нему. Не забывайте, что журнал - это и Ваше детище.
Уважаемые участники съезда! Ключевой проблемой становления местного самоуправления было и остается недостаточность его экономической основы. В этом депутаты краевого Законодательного Собрания убедились неоднократно как во время проведения избирательной компании, так и в процессе работы зональных совещаний.
Несмотря на заметный рост налоговых и неналоговых доходов территорий в 2007 году по отношению к предыдущему году, - о чем говорил в своем докладе Губернатор края А.Б.Карлин, - вопросы местного значения финансово обеспечены, мягко говоря, неполностью.
Такая ситуация - по всей России. Она широко обсуждается нашей общественностью. Для кардинального решения проблемы финансового обеспечения вопросов местного значения нужны решения федеральных органов власти.
В феврале нынешнего года состоялось первое заседание вновь созданного Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Российской Федерации.
В качестве первоочередной была поставлена задача разобраться с бюджетами органов местного самоуправления, как они должны насыщаться и как расходоваться.
С учетом сложившейся ситуации мы активно работали и продолжаем работать с федеральным Центром.
Депутаты законодательного органа края в рамках своих полномо-чий внесли определенные коррективы в методику распределения финансовых средств между муниципальными образованиями. При принятии краевого бюджета на 2008 год в три раза увеличили расходы на поддержку объектов социальной сферы районов и городов. Впервые выделили бюджетные средства на ремонт дорог в районных центрах. Средств выделено, конечно, недостаточно, но здесь важно начало, почин.
К слову сказать, проблемы поддержания транспортной сети края были обсуждены нами вчера, на Совете по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.
Важнейший вопрос - о разграничении собственности между районом и вновь созданными муниципальными образованиями. Депутатами краевого законодательного органа принято три закона о разграничении собственности в Калманском, Кытмановском и Чарышском районах.
И последнее, о чем бы я хотел сказать, ведя речь об укреплении финансово-экономических основ местного самоуправления.
Депутаты IV-го созыва выступили с законодательной инициативой о сохранении нежилых помещений в собственности муниципальных образований. Как вы понимаете, в целях сдачи в аренду и получения муниципалитетами неналоговых доходов.
Инициатива федеральными органами власти была поддержана. Внесены соответствующие изменения в 50-ю статью 131-го закона.
Надо настойчиво продолжать эту работу. Наши законодательные инициативы в определенной степени будут способствовать устранению противоречий и недоработок 131-го закона. Учитывая, что пределы правового регулирования вопросов организации местного самоуправления субъектами Российской федерации четко очерчены, другого пути у нас просто нет.
Уважаемые коллеги! Предыдущий съезд муниципальных образований края поставил вопрос о разработке краевой комплексной целевой программы развития муниципальной службы, предусмотренной ст.36 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской федерации».
В рамках этого направления законодательным органом края принят закон «О муниципальной службе в Алтайском крае» Он устанавливает типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, общие принципы оплаты труда муниципальных служащих, дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
В законе о муниципальной службе урегулированы некоторые вопросы, связанные с отпуском муниципальных служащих, их пенсионным обеспечением, с исчислением стажа муниципальной службы, с поощрениями и награждениями за муниципальную службу.
Характеризуя деятельность законодательного органа, я не могу не сказать об обучении. Тем более, что второй съезд муниципальных образований еще год назад поставил вопрос о необходимости принятия мер, направленных на активизацию подготовки и повышения квалификации кадров для местного самоуправления.
Решение любой проблемы начинается с подбора кадров. В этом смысле нехватка квалифицированных кадров характерна не только для представительных и исполнительных органов власти, но и в целом для экономики края.
Что касается кадров местного самоуправления. В 2007 году учебу в консультационно-методическом отделе прошли всего 600 человек, в том числе около 120 председателей представительных органов сельских поселений, около 50 человек - специалисты районных и городских администраций, ответственные за деятельность представительных органов местного самоуправления, 24 человека - работники аппарата представительных органов городских округов и муниципальных районов.
В конце апреля мы с целью быстрейшего вхождения в работу проучили вновь избранных депутатов Законодательного Собрания. Вопросы обучения были также рассмотрены нами на апрельских зональных совещаниях и вчера, на Совете по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления.
По результатам обсуждения мы в ближайшее время скорректируем сложившиеся подходы к обучению представительных органов местного самоуправления. В частности, в целях увеличения доступности обуче-ния и его ориентации на решение практических задач планируем организацию систематических выездных семинаров, с выездом наших консультантов и приглашенных лекторов непосредственно на места.

Уважаемые делегаты третьего Съезда муниципальных образований! Уважаемые присутствующие!

Мне уже в новом качестве пришлось участвовать в четырех из шести зональных совещаний с руководителями представительных органов местного самоуправления. Хотел бы поделиться с вами только двумя наблюдениями.
Первое. В результате выборов в представительные органы муниципальных образований сформировался грамотный депутатский корпус.
Среди всех избранных депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Алтайского края - свыше 71,4% с высшим образованием.
Но главное не в этом. Главное, что в процессе проведения зональных совещаний мы увидели много неравнодушных людей. Именно в этом - залог успеха любого начинания власти.
Второй момент. Эффективность зональных совещаний представительных органов местного самоуправления намного возрастет, если они проводятся совместно с главами районов и поселений. Мы пытаемся такую позицию реализовывать.
Аналогично и на краевом уровне. Наши с вами общественные формирования - Съезд муниципальных образований и Совет по взаимодействию с представительными органами, - проработали в автономном режиме уже ни один год. А вопросы рассматривались зачастую одинаковые.
В самом деле, в сегодняшнем в докладе Губернатора края А.Б.Карлина подняты важнейшие вопросы занятости населения края и создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Мы рассмотрели проблему занятости населения на зональных совещаниях в августе 2007 года, организации потребительской кооперации - в апреле 2008 года.
Необходима координация наших усилий, увязка планов работы, в конечном итоге - повышение эффективности деятельности законодательных и исполнительных органов власти. Нашим общим делом должен стать мониторинг исполнения краевых законов, в котором заинтересована как представительная, так и исполнительная власть края.
Благодарю Вас за внимание и желаю успешной работы!