Проект резолюции совещания
ПРОЕКТ
РЕЗОЛЮЦИЯ
совещания «О ходе реализации федеральной целевой программы
«Социальное развитие села до 2012 года» и подготовке проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве консолидированной законодательной инициативы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Алтайского краевого Законодательного Собрания»
15 июня 2011 года |
Г. Барнаул |
Развитие аграрного сектора невозможно без осуществления комплекса мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предусмотрена реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения, включая мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений и мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 336).
Достижение поставленных целей осуществляется путем реализации комплекса основных мероприятий, в число которых входят мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по развитию сети общеобразовательных учреждений и первичной медико-санитарной помощи, культурно-досуговой деятельности, газификации, водоснабжения в сельской местности и др.
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки за счет средств федерального бюджета путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий на софинансирование их расходных обязательств по реализации программных мероприятий. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Следует отметить, что реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в 2010 году была сопряжена с объективными обстоятельствами сокращения целевых бюджетных расходов в связи с преодолением последствий мирового финансового кризиса. В связи с сокращением бюджетного финансирования в 2010 году государственная поддержка на реализацию мероприятий Программы, осуществляемых Минздравсоцразвитием России, Минкультуры России, Россвязью и Росавтодором, не предусмотрена.
Объем финансирования Программы за 2010 год из федерального бюджета составил 7720 млн. рублей, из них Алтайскому краю направлено 258,9 млн. рублей. На условиях софинансирования программных мероприятий субъектами Российской Федерации за указанный период привлечено 12801,3 млн. рублей из региональных и местных бюджетов и 15663,7 млн. рублей из внебюджетных источников, в том числе Алтайским краем соответственно 151 млн. рублей и 303,9 млн. рублей.
Механизм софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений является достаточно эффективным. С учетом дифференцированного установления параметров софинансирования исходя из уровня бюджетной обеспеченности в Алтайском крае на 1 рубль средств федерального бюджета привлечено 1,8 рубля средств региональных бюджетов и внебюджетных источников.
По итогам реализации мероприятий Программы в 2010 году за счет всех источников финансирования введено (приобретено) 1267,3 тыс. кв. метров жилья (задание выполнено на 131 %), в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 633,4 тыс. кв. метров (117 %). В Алтайском крае ввод жилья составил 28,16 тыс. кв. метров (задание выполнено на 104,3%), в том числе для молодых семей и молодых специалистов 19,95 тыс. кв. метров (106,2%). В результате 16,3 тыс. сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе 8,6 тыс. молодых семей и специалистов были обеспечены жильем, из них в Алтайском крае 414 семей, в том числе 289 молодых семей и специалистов.
За отчетный период введено в действие распределительных газовых сетей в объеме 5161,2 км (задание выполнено на 142%), из них по Алтайскому краю - 161,8 км (134,3%), что позволило довести уровень газификации сельского жилищного фонда до 52,6%, в том числе в Алтайском крае до 5 процентов.
Построено локальных водопроводов в объеме 2866 км (задание выполнено на 103,8%), в Алтайском крае - 47,8 км (76,1%). В результате уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой по Российской Федерации достиг 54,2%, в том числе в Алтайском крае - 64%.
На реализацию мероприятий по развитию электроснабжения в сельской местности средства федерального бюджета в 2010 году не предусматривались. За счет средств региональных бюджетов и внебюджетных источников построено и реконструировано 729,4 км линий электропередачи напряжением 0,38 и 6-10 кВ.
В связи с этим актуальным является использование альтернативных источников энергии в сельской местности. При этом следует учитывать, что вопросы развития сельского хозяйства и развития энергетики делаются все более взаимозависимыми, рост спроса на сельскохозяйственное сырье и отходы для производства биоэнергии стимулирует рост доходов в сельском хозяйстве. Развитие биоэнергетики в Российской Федерации может обеспечить дополнительное вовлечение в севооборот от 10 до 15 млн. га неиспользуемой пашни, улучшение обеспеченности животноводства в кормовом белке, улучшение экологической обстановки, повышение доходности сельскохозяйственного производства.
В рамках реализации мероприятий по развитию социальной инфраструктуры введено общеобразовательных учреждений на 4,59 тыс. ученических мест, учреждений культуры клубного типа на 480 мест, открыто 43 фельдшерско-акушерских пункта. В Алтайском крае реализация данных мероприятий не осуществлялась.
В 2011 году объем средств федерального бюджета, выделяемых Минсельхозу России, как государственному заказчику, на реализацию мероприятий Программы, составляет 7720 млн. рублей, из них на жилищное строительство - 4520 млн. рублей, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 2520 млн. рублей, газификацию - 1120 млн. рублей, водоснабжение - 1260 млн. рублей, строительство общеобразовательных учреждений - 499 млн. рублей, сельских клубов - 100 млн. рублей, открытие фельдшерско-акушерских пунктов - 200 млн. рублей.
На условиях софинансирования за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников предусматривается привлечь 18,7 млрд. рублей.
Программой предусмотрен ввод 915 тыс. кв. метров жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 510 тыс. кв. метров, распределительных газовых сетей - 2687 км, локальных водопроводов - 1900 км, 3,39 тыс. мест общеобразовательных учреждений, клубов - 2,48 тыс. мест, открытие 177 единиц фельдшерско-акушерских пунктов.
В рамках заключенного с Алтайским краем соглашения о софинансировании программных мероприятий в 2011 году предусмотрено направить субсидий из федерального бюджета 270,4 млн. рублей, в том числе: жилищное строительство - 150 млн. рублей, из них для молодых семей и молодых специалистов - 105 млн. рублей, газификация - 79,5 млн. рублей, водоснабжение - 40,9 млн. рублей.
В 2011 году в Алтайском крае за счет всех источников финансирования планируется построить (приобрести) 31,05 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 21,48 тыс. кв. метров, 135,3 км распределительных газовых сетей и 43,6 км локальных водопроводов.
Следует подчеркнуть, что строительство жилья и объектов социально-инженерной инфраструктуры осуществляется преимущественно в сельских населенных пунктах, где активно развивается сельскохозяйственное производство, строятся производственные объекты агропромышленного комплекса.
Вместе с тем необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 336 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858» был продлен срок реализации Программы на 2013 год, произведено перераспределение средств федерального бюджета на ее реализацию, а также внесены изменения в паспорт Программы, предусматривающие, что объем средств федерального бюджета, выделяемых на ее реализацию в 2010-2013 годы будет составлять ежегодно 7720,0 млн. рублей, вместо ранее предусматриваемых паспортом Программы на 2010 год 24104,01 млн. рублей, на 2011 год 28362,2 млн. рублей и на 2012 год 30040,0 млн. рублей.
В сложившихся условиях целесообразна выработка дополнительных мер, направленных на создание условий для обеспечения устойчивого развития агропромышленного сектора, повышения доходности сельскохозяйственного производства за счет создания новых рабочих мест, инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, улучшение качества жизни в сельской местности.
В связи с этим, заслуживает поддержки предложенный Алтайским краевым Законодательным Собранием в качестве консолидированной законодательной инициативы Совета Федерации и Алтайского краевого Законодательного Собрания проект федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект направлен на создание условий для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, обеспечения продовольственной безопасности страны, повышения благосостояния и уровня жизни населения путем признания по объективным критериям территории субъектов Российской Федерации зоной опережающего экономического роста, обладающей значительным аграрным потенциалом и способной за счет перевода секторов агропромышленного комплекса на инновационный путь развития и энергосберегающие технологии добиваться поставленных задач.
Законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования особо значимых аграрных территорий в Российской Федерации, установлением специальных правовых режимов осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на указанных территориях, обеспечением государственной поддержки особо значимых аграрных территорий.
Однако положения данного законопроекта нуждаются в определенной юридико-технической доработке.
Учитывая изложенное и придавая исключительное значение созданию условий для обеспечения устойчивого развития сельских территорий, участники совещания рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
предусмотреть при формировании концепции федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов финансирование в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы на уровне не ниже, чем это установлено ее паспортом, и, прежде всего, мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, в том числе мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов, а также предусмотреть бюджетные ассигнования на 2013 и 2014 годы на обеспечение в полном объеме реализации мероприятий, определенных проектом государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2017 годы. Изыскать возможность увеличить финансирование федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и, прежде всего, мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, строительству общеобразовательных учреждений, предусмотреть средства на строительство детских дошкольных учреждений в сельской местности;
предусмотреть при разработке проекта государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2017 годы ее ежегодное финансирование в объемах и на цели, рекомендованные постановлением Совета Федерации от 10 ноября 2010 года № 477-СФ «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и мерах по преодолению влияния на сельскохозяйственное производство неблагоприятных природно-климатических условий лета 2010 года», уделив при этом особое внимание мероприятиям по устойчивому развитию сельских территорий и по государственной поддержке особо значимых аграрных территорий;
рассмотреть возможность снижения налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», предусматривающих установление пониженных тарифов страховых взносов для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и, в том числе, плательщиков единого сельскохозяйственного налога, в течение переходного периода на уровне 2010 года, а также о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих продление срока действия нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки;
продолжить осуществление мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики в целях исключения условий для недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
распространить действие установленных (исключительных) тарифов для Сибирского федерального округа на весь маршрут транспортировки зерна с первого километра пути, на перевозки зерна и продукции его переработки на станции всех федеральных округов, на перевозку продукции переработки зерна на экспорт во все порты и станции пограничных переходов, в этих целях рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на компенсацию потерь в доходах;
2. Министерству регионального развития Российской Федерации ускорить работу над проектами федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части изменений и дополнений, направленных на обеспечение участия местного самоуправления в формировании и реализации мер по устойчивому развитию сельских территорий и «О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона от 30 апреля 2000 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку приоритетных отраслей сельского хозяйства, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах с учетом дифференцированного подхода в зависимости от природно-климатических условий субъектов Российской Федерации и их вклада в обеспечение продовольственной безопасности страны.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
при осуществлении мер, направленных на развитие использования новых возобновляемых источников энергии и энергоносителей в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года предусмотреть дополнительные меры по государственной поддержке развития биоэнергетики и, прежде всего, основанной на использовании топлива, получаемого из различных видов отходов сельского и лесного хозяйства, в том числе отходов лесо- и деревоперерабатывающей промышленности, животноводства и т.д.;
разработать предложения по концепции целевой долгосрочной программы развития биоэнергетики в Российской Федерации.
5. Членам Совета Федерации - членам Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу и депутатам Государственной Думы - членам Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, разрабатываемых в порядке реализации права законодательной инициативы:
«О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость ввоза на таможенную территорию Российской Федерации племенных животных;
«О внесении изменений в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части сохранения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
«О внесении изменений в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части предоставления возможности промышленной переработки сельскохозяйственной продукции на давальческой основе;
6. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу ускорить разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения возможности строительства на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, жилого дома.
7. Рабочей группе Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу по доработке проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продолжить работу над указанным законопроектом с учетом замечаний и предложений, высказанным в ходе настоящего совещания, а также рассмотреть возможность подготовки на основе положений указанного законопроекта проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части, касающейся правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и прекращением существования особо значимых аграрных территорий в Российской Федерации, установлением специальных правовых режимов осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на указанных территориях, обеспечением государственной поддержки особо значимых аграрных территорий.