Новости фракции "КПРФ"

Коммерциализация социальной сферы

В Алтайском крае недавно определились с тем, какие бюджетные учреждения края попадут под статус казенных, бюджетных или автономных - в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Закон вступает в силу 1 января 2011 года. На недавней сессии АКЗС был принят аналогичный закон на краевом уровне, однако предусматривающий «переходный период», в течение которого финансирование будет на прежнем уровне и по прежней схеме. Еще в ходе обсуждения выяснилось, что данный закон на федеральном уровне не доработан,  в нем много «темных мест», например, - что будет входить в так называемый госзаказ, какие установят стандарты финансирования госзаказа? Как говорится, дело ясное - что дело темное. Депутаты АКЗС были вынуждены по сути голосовать вслепую. Поэтому депутаты-коммунисты вообще не голосовали. Руководитель фракции КПРФ в АКЗС В.А. Сафронов пояснил позицию депутатов-коммунистов по данному вопросу. В частности, он отметил, почему они голосовали не «против», а не голосовали вообще. Чтобы «доброжелатели», которых много у КПРФ, не могли бы обвинить коммунистов в том, что они против «переходного периода», а значит желают скорейшего перехода к коммерциализации бюджетной сферы. Дабы не порождать кривотолки, решили не голосовать. «Главное, что мы не отдали свои голоса за этот закон, - объяснил Виталий Александрович. - Нам все равно, кто теперь пиарится на этой теме и рядится в «героев»». Речь, вероятно, идет о «справедливороссах», которые повсюду трубят о том, что голосовали «против». Зато депутаты-единороссы, как всегда «за» и полны оптимизма по поводу инициатив своих коллег из Госдумы.

О чем закон?

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» принят Госдумой 23 апреля текущего года. Многие называют этот закон скандальным, считая, что его реализация приведет только к коммерциализации жизненно важных для жителей страны учреждений. В федеральном законе говорится, что учреждения, финансируемые из бюджетов всех уровней, должны быть разделены на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Казенные учреждения останутся на полном бюджетном обеспечении. Автономные учреждения переходят практически на самоокупаемость. Бюджетные учреждения - где-то посередине: часть денег получат от государства, часть - сами зарабатывайте. Решение о типе учреждения принимают учредители - органы власти, которым подконтрольны те или иные бюджетные учреждения. На совещании с участием представителей краевых ведомств, региональных чиновников и законодателей обсудили статус социальных учреждений края, к какому типу каждое из них отнести. Желающих пуститься в «автономное плавание» - т.е. получить статус автономного учреждения - оказалось немного, отмечает В.А. Сафронов, присутствовавший на встрече.

Кто - куда?

Большинство учреждений края приобретут статус бюджетных, которым будет дано госзадание, а также возможность «заработать». В статус казенных  в сфере образования, например, перейдут две краевых коррекционных школы, краевые вечерние школы №1 и №2, Корниловский санаторий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа». По инициативе Управления образования внесено предложение отнести к статусу казенных также все малокомплектные школы края.

В сфере культуры казенными, согласно проекту постановления администрации края об утверждении перечня краевых казенных учреждений, останутся три учреждения. Это Алтайская краевая детская библиотека им. Крупской; Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих и Государственный архив Алтайского края. Автономными станут преимущественно театрально-зрелищные организации. Это Алтайский краевой театр драмы, Государственная филармония края, театр музкомедии и «Алтайкиноцентр». Также планируется, что статус автономного получит Алтайский краевой Российско-Немецкий Дом. Контроль за деятельностью вновь образованных автономных учреждений будет осуществлять помимо учредителя наблюдательный совет.

В сфере здравоохранения казенными останутся 24 из 74 действующих учреждений. Это, например, противотуберкулезные диспансеры, краевые психиатрические больницы № 1 и № 2, краевой центр медицины катастроф и другие. Это учреждения, оказывающие сложную и специфическую медицинскую помощь. Понятно, отказ родственников  опасного психа заплатить деньги за его изоляцию или невозможность заплатить за свое лечение туберкулезного больного может обойтись обществу слишком дорого.

Все плюсы - лишь пустые обещанья

Смысл всех заявлений председателя комитета  АКЗС по социальной политике Ирины Солнцевой, с которыми она выступила на круглом столе 23 ноября, сводится к попытке заверить всех сомневающихся, что «хуже не будет». «Платными будут только те услуги, которые остаются вне госзадания...». При этом Ирина Валентиновна добавила, что «госзадание не будет отличаться от сегодняшнего». Однако, нет на сегодня определенных данных о том, что из себя будет представлять госзадание. Как можно уверять - что оно не будет отличаться от сегодняшнего? Кроме того, Ирина Солнцева заявила, что «уменьшения финансирования не будет». Но ради чего тогда столько перестановок и новшеств, если все по сути остается по-прежнему?

В.А. Сафронов прокомментировал обещания «единороссов» так: «Как это финансирование будет не меньше? Откуда они взяли, что объем госзаказа будет такой же? Откуда такая информация? В законе пока ничего об этом не сказано. Да и по логике рассудить: если все остается по-прежнему - ради чего тогда «огород городили»? Все это пустые обещания, не имеющие под собой никаких реальных оснований. Давайте взглянем на факты: загляните в проект бюджета на 2011, 2012, 2013 год - и увидите, что там по многим социальным статьям идет уменьшение финансирования, в том числе на краевом уровне. Говорят, что власть таким законом поставит под контроль все доходы от бюджетной сферы. «Но если при нынешней достаточно жесткой системе отчетности нет контроля, то о каком контроле при действии нового закона они говорят? Кому этот контроль будет нужен?» - удивляется Виталий Александрович по поводу оптимистических высказываний «единороссов».

На схеме Управления образованием Алтайского края заявляется, что результатом вступления в действие закона ФЗ-83 станет «установление прямой связи между результатом деятельности учреждения и его финансированием». Если вдуматься в смысл этой фразы, то ее содержание, мягко говоря, настораживает. Что можно считать «результатом деятельности» школы, например? Количество медалистов? Количество успешно сдавших ЕГЭ и поступивших в вузы? Или количество порядочных, здраво, широко и самостоятельно мыслящих людей, достойных граждан своего Отечества, даже если они сдали ЕГЭ плохо? А для больницы - что значит «результат деятельности»? Количество полностью вылеченных больных? Как тогда быть с онкобольными или больными другой  затяжной, трудноизлечимой болезнью? Будем считать за «результат» не излеченных, а выписанных, тех, которым повезло не умереть на больничных койках? Или считать количество желающих обратиться именно в эту больницу, клинику - сформированное хорошо проплаченной рекламой? Как власть собирается вычислять «результативные» заведения или «нерезультативные»? Ведь от этого расчета и зависит, как видно, финансирование?

Ловушки и риски нового закона

Главное - это то, что данный закон является формой внедрения рыночных механизмов в социальную сферу.  Он еще больше нарушает справедливое распределение социальных благ, порождая и закрепляя явное неравенство среди граждан в возможности получения качественного образования, квалифицированной  медицинской помощи, приобщения к культурным ценностям. Это является нарушением действующей Конституции России. Cоциальная сфера в целом и сфера образования, в частности, предназначены для производства и распределения социальных благ, служат целям культурного воспроизводства нации, развития личности каждого человека. Очевидно, что рыночные механизмы неадекватны для достижения этих целей. Они только ухудшают положение работников социальной сферы, искажая трудовую мотивацию, усиливая формализацию и регламентацию труда работника. Человек, не имеющий денег, не сможет получить образование. Так же будет и с регионами. Бедные регионы не смогут, как следует, финансировать многие социально значимые учреждения.

Поэтому коммунисты против такого закона. «Мы были категорически против ФЗ-83, который делит учреждения на 3 группы, - комментирует В.А. Сафронов. - Всем понятно, что это делается для того, чтобы перенести на плечи населения часть затрат бюджета. Другого смысла у этого закона нет. По краевому бюджету не голосовали потому, что неизвестно: каков будет объем госзаказа, каковы стандарты? Госзаказ на все предметы или на половину? Не говорят, сколько будет выделяться средств на те или иные госзаказы? Есть серьезное опасение, что будут такие стандарты, которые не подходят для края, для большинства его населения. Мы предложили - давайте дождемся, когда на федеральном уровне разъяснят все эти конкретные моменты, станет ясно: что школа или другие учреждения получили, а чего не получили... А так - мы покупаем кота в мешке».

По мнению специалистов, федеральный закон № 83 скрывает в себе множество «ловушек» и социально-экономических рисков, особенно для образовательных учреждений. Доцент кафедры философии и культурологии Алтайской государственной педакадемии Владислав Вакаев на сайте ПолитсибРу разъяснил свое видение последствий данного закона для образовательных учреждений: «Теперь регион будет делать университетам свой заказ исходя из собственных нужд. Чиновники посчитают, сколько нам нужно специалистов в разных областях. Денег у края немного, нужды будут соответственные. Зарабатывайте остальное любой ценой, как вариант, берите плату со студентов», - рассуждает Владислав Вакаев. Преподаватель считает, что закон ФЗ-83 может создать для учреждений бюджетной сферы опасность так называемых рейдерских захватов. Деньги выделят, но их окажется недостаточно. Что дальше? Сокращать инфраструктуру? В новом законе отсутствует важное положение о субсидиарной ответственности государства по долгам учебных заведений. Задолжает вуз за коммунальные услуги, а расплатиться нечем. Заинтересованные лица по отработанной схеме смогут обанкротить и потом за бесценок приобрести это имущество.

Еще одна отрицательная сторона закона - то, что теперь работники бюджетной сферы становятся прямыми объектами для манипуляции со стороны чиновников. Если и прежде работников бюджетной сферы нетрудно было «убедить» голосовать за нужного кандидата или партию, то теперь появляются новые возможности для манипуляций. С таким законом  как ФЗ-83 учреждения социальной сферы становятся еще более зависимыми от чиновников - ведь неугодным заведениям денег много не дадут.

Выиграют ли от закона учителя и врачи?

На схеме, вывешенной на сайте Управления образованием края, заявляется, что «результативные» учителя будут «работать в хороших условиях» и получать «достойные зарплаты». Опять разговор о результативности... Кто ее будет определять и как быть «нерезультативному» учителю? Далее, речь идет про «достойные зарплаты» - это намек на то, что зарплаты учителей наконец-то вырастут?  Но за счет чего? Ведь неизвестно, насколько велики будут «зарабатываемые» учреждением деньги и пойдут ли они на зарплату учителям - или директор потратит их на ремонт, на новое оборудование, еще на что-то. А главное: неизвестно, при  каких условиях школа вообще получит госзаказ: может быть, при 50 учениках получит, а при 45 учениках - уже не получит. Как следствие - закрытие школы, а значит - очередная партия детей превращается в «рабов автобуса», вынужденных проводить большую часть свободного времени в дороге от дома до школы и назад. А учителя - вместо «достойных зарплат» получат возможность «профессионально расти», сидя дома на пособии по безработице. Многим учителям придется уехать в другой, более благополучный в этом плане регион.

А если даже школа не закроется, и учителя не уволят - все равно нет оснований полагать, что зарплата у него станет «достойной». Так же было и с «укрупнением школ»: «Обещали, что после укрупнения школ зарплаты вырастут, но реально они выросли только  у учителей больших, базовых школ - в городах, в райцентрах, а в остальных школах - остались на прежнем уровне. Поскольку действует подушевое финансирование. Заявление о росте зарплат у учителей выглядит в данном случае как сообщение о «средней температуре по больнице»...», - комментирует В.А. Сафронов. - «Нет никаких объективных предпосылок утверждать, что зарплаты вырастут в результате действия закона ФЗ-83»,  - добавил Виталий Александрович.

Итак, мы хотели бы найти хоть что-то положительное в новом законе, но находим только массу неясностей, за которыми скрываются риски и опасности для большинства граждан страны. Кому все же выгоден новый закон? Навряд ли это известно даже алтайским единороссам, которые изо всех сил пытаются уверить нас, что «хуже не будет». Спросить следует, пожалуй, Кудрина и Путина, которые много чего наобещали Западу. А простые граждане пока что оказываются в роли Буратино, которого лиса Алиса уговаривала закопать свои «золотые» для того, чтобы выросло большое денежное дерево. Однако, дело, помнится, было в «стране дураков». Неужели и с нами такое пройдет?

 

Виола Потапова

 

29/12/2010 14:29

 

Информация, опубликованная в ленте новостей постоянного депутатского объединения, не является официальной позицией Алтайского краевого Законодательного Собрания


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Декабрь 2010»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031