Новости фракции "КПРФ"
О "комендантском часе"
РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» фракции «КПРФ»
Алтайского краевого Законодательного Собрания по теме
«О выполнении закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»
г. Барнаул |
29 июня 2011 года |
Обсудив актуальные проблемы выполнения закона Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» (далее - закон Алтайского края № 99-ЗС), участники «круглого стола» отмечают.
Закон Алтайского края № 99-ЗС в полном объёме вступил в силу с 1 апреля 2010 года. В порядке его реализации Главным управлением внутренних дел по Алтайскому краю была разработана инструкция.
Согласно требований закона Алтайского края № 99-ЗС для оценки предложений об определении общественных мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено, в муниципальных районах и городских округах были созданы экспертные комиссии.
С учётом мнения экспертных комиссий органами местного самоуправления утверждены перечни мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. В основном органы местного самоуправления продублировали соответствующие перечни, установленные законом Алтайского края № 99-ЗС, не воспользовавшись своим правом по их расширению. В ряде муниципальных образований, например, в городах Барнауле, Бийске, Белокурихе, Рубцовске перечни дополнили. В большинстве случаев перечни не содержат пообъектное указание общественных мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. Иным путём пошли в городе Бийске, где привели пообъектный перечень территорий, на которых осуществляется строительство, городе Заринске, где весь перечень общественных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию составлен пообъектно.
При принятии закона велись дискуссии о перечне мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. Так, в крае фактически отсутствуют пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в которых законом Алтайского края № 99-ЗС не допускается нахождение несовершеннолетних. В то же время родители свободно посещают в ночное время с несовершеннолетними, в том числе младенческого возраста, злачные места, где к спиртным напиткам продаётся закуска, посетители свободно курят табак и ищут клиентов на ночь. Несовершеннолетним запрещено находиться в подвалах зданий, хотя в части из них продолжают работать спортивные секции для детей, на законных основаниях действуют иные организации, посещение которых никак не может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Органами местного самоуправления определены места временного нахождения детей до установления личности доставляемого ребенка, его места жительства и родителей, лиц, их заменяющих, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, или наличия реальной возможности передачи ребёнка указанным лицам, или направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Вместе с тем, в Кулундинском, Смоленском, Солонешенском, Табунском районах такие места определены только в районных центрах. Как правило, это 2-3 койкоместа в центральных районных больницах. Условия для нахождения в этих местах несовершеннолетних в большинстве случаев не созданы по причине отсутствия необходимого финансирования.
Практически не исполняется требование закона Алтайского края № 99-ЗС к юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, размещать предупреждающие надписи и знаки, оповещать посетителей в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Причём это касается не только тех мест, по которым изначально высказывались сомнения в необходимости и исполнимости указанного требования.
Не зафиксировано случаев, когда бы юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, удерживали обнаруженных на их объектах несовершеннолетних до прибытия их родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, или уполномоченных должностных лиц.
За 2010 год должностными лицами органов внутренних дел за нарушение требований закона Алтайского края № 99-ЗС, предусмотренных ст. 32-1 закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», выявлено 2045 несовершеннолетних (за 5 месяцев 2011 года - 994). Из них, после составления актов об обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в общественном месте в нарушение установленных ограничений, 2004 переданы родителям (за 5 месяцев 2011 года - 986), 25 - лицам, заменяющим родителей (за 5 месяцев 2011 года - 12), 2 - лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей (за 5 месяцев 2011 года - 5), 2 - помещены в социально - реабилитационные центры (за 5 месяцев 2011 года - 3), 12 - доставлены в места временного нахождения детей (за 5 месяцев 2011 года - 4).
Случаев, когда ребенок не был передан родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, по причине наличия объективных признаков того, что пребывание ребёнка с ними или в определённой обстановке может нанести вред его жизни и здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, не зафиксировано.
В общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, задержано 28 подростков (за 5 месяцев 2011 года - 36). Должностными лицами органов внутренних дел на родителей и законных представителей составлено 1794 административных протокола (за 5 месяцев 2011 года - 880), на должностных лиц - 19 (за 5 месяцев 2011 года - 23), на юридических лиц - 9 (за 5 месяцев 2011 года - 2).
Помимо должностных лиц органов внутренних дел, протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований закона Алтайского края № 99-ЗС вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти Алтайского края и местного самоуправления, однако правом этим они практически не пользуются.
Сотрудниками ОВД, представителями КДНиЗП городов и районов края, представителями служб социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения регулярно проводятся рейдовые мероприятия, направленные на выявление фактов нарушения требований закона Алтайского края № 99-ЗС. В районах рейдовые мероприятия проводятся в большей части в районных центрах или близлежащих к ним сёлах.
В определённой степени принятие и реализация закона Алтайского края № 99-ЗС положительно повлияли на состояние преступности среди несовершеннолетних на территории края.
Так, в 2010 году несовершеннолетними на территории края совершено 1670 преступлений, что на 23,0% меньше чем в 2009 году. К уголовной ответственности привлечено 1576 подростков (в 2009 году -1992, снижение на 20,8%). На 25,3% (с 584 до 436) сократилось количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в группе. По итогам 2010 года зарегистрировано 1576 преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних, при аналогичном показателе в 2009 году - 1797 (снижение на 14,0%).
В течение 5 месяцев 2011 года несовершеннолетними на территории края совершено 636 преступлений, что на 5,4% меньше аналогичного периода прошлого года (далее - АППГ) (673). К уголовной ответственности привлечено 639 подростков (АППГ - 662, снижение на 3,5%). На 6,3% снижено количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в группе со 174 до 163. В течение 5 месяцев 2011 года 541 подросток стал жертвой преступных посягательств (АППГ - 716, снижение на 24,4%).
Ограничения, установленные законом Алтайского края № 99-ЗС, направлены на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Право на введение соответствующих ограничений было предоставлено Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». При этом одновременно в тех же целях было указано, что органы власти создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей. К сожалению, необходимые условия ещё явно не созданы.
Участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Алтайскому краевому Законодательному Собранию рассмотреть ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.
2. Администрации Алтайского края при разработке проекта краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотреть оказание финансовой помощи местным бюджетам на создание, особенно в сельской местности, благоприятных условий для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни; для функционирования мест временного нахождения детей.
3. Комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан:
3.1. Проанализировать ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС и подготовить предложения по установленным в нём неработающим или неэффективно работающим нормам.
3.2. Рассмотреть возможность внесения в закон Алтайского края № 99-ЗС следующих изменений:
а) в статью 1 ввести понятия «товары и иная продукция сексуального характера», «реклама сексуального характера», «зрелищные мероприятия сексуального характера»;
б) в пункте 4 статьи 1 дополнить перечень общественных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, местами для реализации услуг в сфере общественного питания, для развлечений, досуга (особенно в ночное время), где предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и (или) разрешено курение табака, в отсутствие специально отведённых для этого мест;
в) в части 1 статьи 2 сократить с учётом сезонных и территориальных (сельская местность) условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;
г) в пункте 1 части 2 статьи 3 исключить фактически неисполнимую обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, размещать предупреждающие надписи и знаки на коллекторах, теплотрассах, канализационных колодцах, оповещать посетителей коллекторов, теплотрасс, канализационных колодцев, лифтовых и иных шахт, технических этажей, чердаков, подвалов и крыш зданий об ограничении пребывания в этих местах несовершеннолетних;
д) в пункте 2 части 2 статьи 3 исключить фактически неисполнимую обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не допускать в ночное время несовершеннолетних в принадлежащие им объекты (территории, помещения): коллекторы; теплотрассы; канализационные колодцы; лифтовые и иные шахты, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши зданий; места общего пользования в жилых домах - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры; территории, прилегающие к жилым домам, в том числе детские площадки, спортивные сооружения;
е) в пункте 6 части 2 статьи 3 установить обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, принять меры по выдворению несовершеннолетних, обнаруженных без родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в дневное время в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
3.3. Увязать пункт 2 статьи 11 закона Алтайского края «Об охране общественной нравственности», где запрещено привлекать к распространению и продавать продукцию эротического характера лицам моложе 16 лет, с 18-летним возрастом, до которого не допускается нахождение несовершеннолетних в магазинах (салонах), дискотеках, салонах, клубах, саунах, банях, гостиницах и иных помещениях (местах) временного пребывания граждан, в которых распространяются товары и иная продукция сексуального характера, используется реклама сексуального характера, проводятся зрелищные мероприятия сексуального характера.
4. Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю, органам местного самоуправления:
4.1. Провести проверку исполнения юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установленную пунктом 1 части 2 статьи 3 закона Алтайского края № 99-ЗС обязанность информировать об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах путём размещения предупреждающих надписей и знаков и оповещать посетителей.
4.2. Давать в средства массовой информации сведения о ходе выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.
5. Органам местного самоуправления:
5.1. Рассмотреть ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.
5.2. Активизировать деятельность, направленную на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
5.3. В случаях, необходимых для исключения неоднозначного понимания, в каких из общественных мест ограничено нахождение несовершеннолетних, утверждать соответствующие общественные места пообъектно.
6. Прокуратуре Алтайского края организовать проведение проверок соблюдения прав несовершеннолетних при их обнаружении в запрещённых общественных местах, доставлении, передаче родителям (законным представителям), а также при помещении и содержании их в местах временного нахождения детей либо специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Руководитель фракции КПРФ
В.А. Сафронов
12/07/2011 11:58
Информация, опубликованная в ленте новостей постоянного депутатского объединения, не является официальной позицией Алтайского краевого Законодательного Собрания
Подписка на новости |
Календарь
|