Новости фракции "КПРФ"

Рекомендации

Рекомендации   круглого стола

на тему: «О проблемах лесопользования в ленточных борах

 и на особо охраняемых природных территориях Алтайского края»

 

г. Барнаул                                                                                                                                                                                         14 февраля 2014 г.

 

Статья 9 Конституции РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Исходя из этой нормы Устав Алтайского края (п. 1 ст. 20) закрепляет требование о том, что использование природных ресурсов на территории края не должно нарушать право человека на благоприятную окружающую среду. Неотъемлемой составной частью этой среды является лес как экологическая система или природный ресурс (ст. 25).

В целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов (ст. 27 Устава) на отдельных участках территории Алтайского края может быть установлен режим особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с конституционными и уставными нормами были разработаны и приняты следующие Законы Алтайского края:

- «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» (18 декабря 1996г.);

- «Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края» (08 сентября 2003г.);

- «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» (10 сентября 2007г.).

В феврале 2008 года были приняты два закона Алтайского края, регулирующие порядок заготовки гражданами для собственных нужд пищевых  лесных ресурсов и сбор лекарственных трав, а так же недревесных лесных ресурсов.

Администрацией края принят целый ряд постановлений, направленных на научно-обоснованное использование природных ресурсов.

Среди них:

- Постановление Администрации Алтайского края № 418 от 12.08.2003г. «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 года»;

- Постановление Администрации Алтайского края № 707 от 31.12.2013г. «О внесении изменений в Постановление Администрации края от 26.06.2007г. № 278 (Положение о Панкрушихинском заказнике) и другие.

В лесном хозяйстве Алтайского края намечаются положительные тенденции в сфере использования древесных ресурсов леса: внедряются передовые методы глубокой переработки древесины, оптимизируется материально-техническая база лесных предприятий. Достоин искреннего уважения труд лесоводов по созданию лесных культур, на высоком уровне поставлена охрана лесов от пожаров.

Однако принятые законы  Алтайского края и подзаконные акты с одной стороны не обеспечивают в достаточной мере сохранение благоприятной окружающей среды для населения, ценных природных экосистем и биологического разнообразия Алтайского края, а с другой стороны не исполняются должным образом.

  Продолжает довлеть ресурсный подход к лесу. При хозяйственном использовании лесов не учитываются экологическая составляющая и недревесные ресурсы, играющие огромную роль для местного населения (грибы, ягоды, лекарственные растения, охотничьи животные и т.д.), рекреационный потенциал, а также нематериальные блага и ценности леса.

Особую тревогу у жителей края вызывает ситуация с рубками в ленточных борах. Объемы изъятия древесины возросли за последнее десятилетие в разы. Практически вся заготавливаемая древесина вывозится из районов, крайне затруднен доступ населения и малого бизнеса к лесным ресурсам, нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

В крае менее 4,5% особо охраняемых природных территорий. При этом даже существующие ООПТ не выполняют возложенные на них функции в силу того, что в них ведется хозяйственная деятельность, противоречащая установленному законом порядку и самим целям данных территорий.

Несмотря на требования лесного и природоохранного законодательства, в крае не выделены особо защитные участки лесов, что способствует ведению рубок на тех участках лесов, где они по закону недопустимы.

Арендаторы лесного фонда разрабатывают проекты освоения лесов с заведомо недостоверной информацией об отсутствии на арендуемых территориях объектов особой охраны, а Управление лесами Алтайского края утверждало эту дезинформацию, что приводит к уничтожению охраняемых законом природных объектов и комплексов.

В нарушение закона на ряде охраняемых территориях ведется и другая разрушительная деятельность, в том числе добыча полезных ископаемых.

ООО Лесная холдинговая компания «Алтайлес» монополизировала лесную отрасль края, фактически перекрыв доступ сельского населения и малого предпринимательства к лесным ресурсам.

Все эти факты вызывают острое  недовольство гражданского общества и научной общественности Алтайского края.

Однако общественное мнение и позиция независимых экспертов игнорируется лесным бизнесом, надзорными органами и нередко Администрацией Алтайского края, что приводит к росту социальной напряженности.

Обсудив обусловленные повесткой дня вопросы, участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:

 

Алтайскому краевому Законодательному Собранию:

1. Поддержать разработанный Правительством РФ Проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в части определения категорий и совершенствования режима защитных лесов и особо защитных участков лесов);

        2. Обратиться в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений  в Лесной кодекс РФ, в части возложения на арендаторов лесных участков обязанностей по тушению лесных пожаров, определения механизма уменьшения (увеличения) объемов изъятия древесины в договорах аренды лесных участков, упрощения механизма отпуска гражданам валёжной, ветровальной, буреломной и сухостойной древесины.».

3. Усилить депутатский контроль за строгим соблюдением Законов Алтайского края, направленных на обеспечение прав жителей Алтайского края на получение древесных лесных ресурсов для собственных нужд, приоритетное обеспечение сельских жителей древесиной для жилищного строительства, а также обеспечение древесным сырьем хозяйствующих субъектов, в т.ч. предприятий малого бизнеса по единым ценам;

4. Ввести в систему отчеты руководителей и специалистов лесного хозяйства и природоохранных учреждений по выполнению ими федеральных и краевых законов, регулирующих лесные и природоохранные отношения, принимаемых конкретных мерах, направленных на сохранение природной среды и  искоренение коррупции.

5. Создать комиссию из депутатов и представителей общественности с целью проведения анализа структуры ООО ЛХК «Алтайлес» на предмет аффилированности с надзорными и другими государственными органами,

а также правомерность учредительства ООО «Макс» и ООО «Весна»,  и в случае выявления нарушений закона,  передать материалы в правоохранительные органы,

 

Администрации Алтайского края:

1. Обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) с предложением о включении в федеральный фонд резервных участков недр на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.2013 г. № 552 месторождений полезных ископаемых, расположенных в Алтайском крае на особо охраняемых природных территориях, на территориях с
неразвитой инфраструктурой, а также всех месторождений россыпного
золота, поскольку их разработка неминуемо повлечёт за собой серьёзные
негативные экологические и социальные последствия.

2. Обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства с предложением выделения ленточных боров в категорию «особо ценные лесные массивы» и установления режима пользования для данной категории лесов.

3. Обратиться в Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства с предложением инициировать пилотный проект по восстановлению государственной лесной охраны и организации комплексного лесопользования (по примеру бывших лесхозов) в Алтайском крае.

4. Рассмотреть вопрос о согласовании проекта расширения территории государственного природного заповедника «Тигирекский» в Чарышском районе с учетом мнения населения района.

5. Усилить контроль за созданием новых и расширением существующих особо охраняемых природных территорий краевого значения в рамках Схемы развития и размещения ООПТ Алтайского края на период до 2025 года.

6. Внести изменения в положения о заказниках, расположенных в ленточных и приобских борах, в части: 1) выделения зон особой охраны и установления в них запрета на все виды рубок, за исключением санитарных рубок; 2) установления на остальной территории данных заказников режима лесопользования, учитывающего сохранение мест обитания редких видов растений и животных, глухариных токов, других объектов охраны; 3) установления на всей территории заказников запрета на проведение рубок и любых лесохозяйственных мероприятий, за исключением противопожарных, в весенне-летний период (период размножения животных).

7. Внести изменения в положения о Залесовском и Тогульском заказниках: установить запрет на добычу полезных ископаемых на данных охраняемых территориях.

8. Принять меры, направленные на сокращение вывоза необработанной древесины (кругляка), диаметром свыше 16 см, за пределы Алтайского края, с одновременным увеличением глубокой переработки на местах ее заготовки.

9. Увеличить штат госохотинспекторов не менее чем до 60 человек (один инспектор на муниципальный район) и егерей, обеспечивающих охрану заказников до 50 человек.

10. Создать в Управлении охотничьего хозяйства Алтайского края мобильные оперативные группы по охране животного мира. Улучшить материально-техническое обеспечение госохотинспекторов и егерей, обеспечивающих охрану заказников (прежде всего - необходимое количество ГСМ).

11. Учитывать общественное мнение и независимые экспертные оценки при планировании потенциально экологически опасных и социально чувствительных проектов в сфере гидростроительства (малые ГЭС на реках горной части края).

12. Не открывать весеннюю охоту на водоплавающую и боровую дичь в 2014 году.

13. Создать группу из ученых, специалистов и представителей общественности, в том числе Общественной палаты Алтайского края для разработки «Концепции экологической политики Алтайского края».

 

Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края:

1. Подготовить и направить в Федеральное агентство лесного хозяйства предложения о выделении особо защитных участков лесов (участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; особо охранные части государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий; участки лесов вокруг глухариных токов).

2. С участием заинтересованных сторон разработать изменения в положения о заказниках, расположенных в ленточных и приобских борах, в части: 1) выделения зон особой охраны и установления в них запрета на все виды рубок, за исключением санитарных; 2) установления на остальной территории данных заказников режима лесопользования, учитывающего сохранение мест обитания редких видов растений и животных, глухариных токов, других объектов охраны; 3) установления на всей территории    заказников запрета на проведение рубок и любых лесохозяйственных мероприятий, за исключением противопожарных, в весенне-летний период (период размножения животных).

3. Ужесточить контроль за достоверностью данных учетов численности охотничьих животных и выполнением охотпользователями своих обязанностей по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов (в  т.ч. содержание штата егерей, проведение охранных и биотехнических мероприятий).

4. Пересмотреть, установленные документами лесного планирования, объемы изъятия лесных ресурсов (расчетную лесосеку), с учетом проведенных лесоустроительных работ и других обследований, снизить эксплуатационную нагрузку на ленточные и приобские боры.

5. Провести выборочные обследования состояния лесов и ведения лесного хозяйства в Лебяжинском и Новичихинском лесничествах с привлечением независимых экспертов и общественности, с выработкой предложений и рекомендаций по сохранению лесных экосистем.

6. Разработать и внедрить «Технические указания по применению усовершенствованных рубок ухода в спелых и перестойных сосняках ленточных боров».

 

Управлению по недропользованию по Алтайскому краю:

1. Прекратить предоставление в пользование месторождений россыпного золота на реках края, как экономически неэффективного и экологически вредного вида недропользования.

2. Направить в Федеральное агентство по недропользованию предложения о включении в федеральный фонд резервных участков недр на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.2013 г. № 552,  месторождений полезных ископаемых, расположенных в Алтайском крае на особо охраняемых природных территориях, на территориях с неразвитой инфраструктурой, а также всех месторождений россыпного золота, поскольку их разработка неминуемо повлечёт за собой серьёзные негативные экологические и социальные последствия.

 

Федеральной антимонопольной службе:

Принять меры, направленные на выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства в сфере лесных отношений, а также обеспечения равных прав субъектов малого предпринимательства в сельской местности и населения края в доступе к лесным ресурсам и равной цене на лес.

 

Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю:

Проверить  правильность начисление налогов и расчетов с бюджетами всех уровней ООО «Каменский ЛДК» и ООО «Рубцовский ЛДК», всех юридических лиц, входящих в состав ООО Лесная холдинговая компания «Алтайлес», и учредителей этого общества.

 

Правоохранительным органам:

1. Просить Прокуратуру Алтайского края, Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру, следственное управление СК РФ по Алтайскому краю,  Главное управление МВД РФ по Алтайскому краю, другие правоохранительные структуры усилить работу по выявлению и пресечению нарушений Законодательства в сфере охраны и использования природных ресурсов, оперативно реагировать на обращения граждан, не допускать фактов незаконного преследования активистов, выступающих за сохранение лесов.

2. Провести расследование по факту заключения контракта и оплаты услуг ООО «Экосервис» по разработке проектов Лесного плана и лесохозяйственных регламентов лесничеств Алтайского края.

 

Муниципалитетам Алтайского края:

1. Поддерживать инициативы по созданию особо охраняемых природных территорий местного (муниципального) значения в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края № 479 от 02.09.2013 г. «Об утверждении порядка определения особо охраняемых природных территорий местного значения в Алтайском крае».

2. Всемерно развивать инициативу граждан, общественных организаций, направленных на сохранение и защиту природных ресурсов как основу жизнедеятельности населения Алтайского края.

25/02/2014 09:55

 

Информация, опубликованная в ленте новостей постоянного депутатского объединения, не является официальной позицией Алтайского краевого Законодательного Собрания


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Февраль 2014»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728