Новости комитета по аграрной политике и природопользованию

Протокол заседания комитета

 ПРОТОКОЛ

 

Расширенного заседания комитета по аграрной политике и природопользованию

 

г. Барнаул                                                                                                         29.04.2014

 

Председательствующий - С.Н. Серов

 

Секретарь - О.Л. Чмырёва

 

Присутствовали:

1.  Бенслер Сергей Александрович

2. Легонький Александр Петрович

3. Смагин Вадим Петрович

4. Сафронов Виталий Александрович

5. Бушков Николай Тимофеевич

      6. Чеботаев А.Н. - начальник ГУСХ

      7. Ветров С.А. член Совета

      8. Гаркуша  А.А. - член Совета

      9. Давыдов Е.А. -  председатель Совета

      10. Вайс А.А. - член Совета

      11. Боос П.Р. - член Совета

      12. Чуканов В.И. - член Общественной палаты

13. Бубенщиков Сергей Николаевич - заместитель председателя Алтайагропромсоюз

14. Мозгов Михаил Иванович - заместитель председателя Алтайагропромсоюз

15. Иванов Е.М. - глава Бобровского сельсовета

16.  Кузьмин А.Н. - начальник отдела, лесничий Бобровского лесничества

17. Жданова А.В. - секретарь администрации

18. Чернышев Сергей Петрович - начальник отдела Главного управления природных ресурсов и экологии

      19. Павленко Николай Алексеевич

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1.  О проекте федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации».

2. О проекте закона Алтайского края «О внесении изменения в статью 3 закона Алтайского края «О пчеловодстве».

 3. Об обращении АКЗС к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донских по вопросу снижения ставок платы за единицу площади охотничьих угодий при заключении охотхозяйственных  соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

 

 

По первому вопросу

СЛУШАЛИ:

            Серов С.Н. рассказал, что   предстоит обсудить значимый и  важнейший  для нашего региона  проект  Федерального Закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации», внести поправки, изменения, а также дать свои  предложения по данному проекту.

           Проект актуален, поскольку определяет меры по реализации государственной аграрной политики для  установления субъекту  РФ статуса  особо значимого аграрного  субъекта РФ. 

         Инициатором  законопроекта «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации»  является Совет Федерации, а  за основу проекта взят разработанный рабочей группы Администрации края и АКЗС   проект Закона   «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации».         

        Как Вам известно,   что  ещё  в ноябре 2010 года  проект Федерального Закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации»  был предложен в  качестве  консолидированной  законодательной инициативы  Совета федерации Федерального собрания РФ  и Алтайского краевого Законодательного Собрания.   Данный  проект был рассмотрен  на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике  и Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам,   на котором   была  дана положительная оценка законопроекту.

          Проект Закона  также рассматривался в  других правительственных структурах власти, но  окончательного решения   на протяжении ряда лет  по данному  проекту принято  не было. 

         Вместе с тем,  ряд программных  мероприятий  в рамках концепции  об особо значимых  аграрных территорий   обобщены  ранее  в  проекте «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Данный  инвестиционный проект  получил поддержку в  правительстве РФ, поскольку  организационным механизмом для перевода агропромышленного сектора на инновационную модель развития  является  создание нескольких кластеров; аграрного, машиностроительного,  биофармацевтического, энергетического и туристического. (для сведения    общая  сумма инвестиционных вложений в рамках проекта - более 590 млрд. рублей).

     За последние годы государство меняет подход к отрасли сельского хозяйства - данная сфера становится стратегической в вопросах продовольственной безопасности страны.

В текущем году сохраниться государственная поддержка АПК    из федерального бюджета на уровне прошлого года  и составит в целом по стране 198 млрд. рублей (в  2012 году такая поддержка составляла 140 млрд.рублей).

Для субъектов РФ  обеспечивающих весомый вклад в дальнейшее развитие агропромышленного комплекса  страны  предусмотрены в соответствии с проектом ФЗ  «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации»  дополнительные меры государственной  поддержки.

   

         Обсуждаемый проект  ФЗ «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации» состоит из 3-ёх  глав и 12 статей.

 Проект  ФЗ «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации» направлен: 

                               -  на повышение конкурентоспособности сельского хозяйства на основе  перевода  сектора  экономики  на высокотехнологическую базу для адаптации в течение переходного периода 2014-2018 годов и на период до 2025 года сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей  промышленности  в  условиях  вступления  в  силу всех обязательств Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации и Таможенного союза;

- обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации путем приоритетного развития регионов, играющих значимую роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации и формировании государственного резерва;

- стабилизацию цен на продовольственную продукцию на внутреннем рынке;

- замещение импортируемых товаров на продовольственном рынке
отечественными          и          стимулирования         экспорта         российского

сельскохозяйственного сырья и продукции его первичной и дальнейшей переработки;

- создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельским хозяйством его производственной и других общенациональных функций;

- предоставление дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства;

-стабилизацию численности сельского населения и увеличение продолжительности жизни;

- рационализацию использования природных ресурсов и сохранения природной среды;

- сохранение и приумножение культурного потенциала села.

     

         Субъекту Российской Федерации присваивается статус особо значимого аграрного субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия следующим показателям за трехлетний период, предшествующий году принятия соответствующего решения:

 

1)      общая площадь пашни и сельскохозяйственных угодий;

2)  доля благоприятных почв для ведения сельского хозяйства;

3)  доля сельского населения в общей численности населения региона;

4)  доля вывоза продовольственной продукции за пределы региона;

5)      доля производства продуктов первой необходимости в общем объеме сельскохозяйственной продукции.

  Минимальные   значения   данных    показателей  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

В проекте  ФЗ «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации» предусмотрены  дополнительные меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства особо значимому аграрному субъекту Российской Федерации:

- осуществление антициклических платежей в целях поддержания  доходов сельхозяйственных товаропроизводителей;

- предоставление товарных кредитов под залог будущего урожая для  стабилизации цен на продовольственную продукцию на внутреннем рынке и доходов участников;

- финансирование   работ,    направленных   на   развитие    сельской производственной, инженерной и социальной инфраструктуры, включающих объекты мелиорации и лесовосстановления;

- приобретение сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в том числе в целях обеспечения продовольствием отдельных категорий населения;

          - проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций     для     поддержания     уровня     доходов     сельскохозяйственных товаропроизводителей, пищевых и перерабатывающих предприятий;

-      поддержка    развития    производственной    и    товаропроводящей инфраструктуры   (производственно-логистические,   логистические   центры), материально-технической    базы    системы    внутренней    продовольственной помощи и социального питания территории;

 - финансирование     научно-исследовательских     работ,     работ     по внедрению результатов исследований в сельскохозяйственное, пищевое    и перерабатывающее производство;

- применение   повышающих   коэффициентов   к   среднему   уровню,
установленному для территорий с аналогичными природно-климатическими условиями, при расчете отдельных видов прямых выплат(субсидии на 1 гектар посевной площади и 1 литр (килограмм) товарного молока.

Проектом ФЗ «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации»  предусмотрено   предоставление субсидий инвесторам особо значимой аграрной территории, а также субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям и  предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности.

Субсидий инвесторам особо значимой аграрной территории

Так субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету особо значимого аграрного субъекта Российской Федерации, в целях предоставления их инвесторам, осуществляющим капитальные вложения в приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение имущества, предназначенного и используемого для осуществления на особо значимой аграрной территории деятельности по развитию сельского хозяйства, переработке сельскохозяйственной продукции, в целях возмещения части затрат:

- на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в целях сельскохозяйственной деятельности;

на приобретение техники и оборудования;

на строительство оросительных систем;

на оплату первоначального взноса и процентов по лизинговым договорам;

на оплату первоначального взноса по товарным кредитам;

на мероприятия по охране почв и воспроизводству их плодородия, создание лесонасаждений и восстановление полезащитных лесных полос;

на подключение к инженерным сетям;

на уплату процентов по привлеченным банковским кредитам на
строительство            служебного            жилья            сельскохозяйственными

товаропроизводителями;

на создание объектов логистической инфраструктуры для малых форм хозяйствования (убойные и заготовительные пункты, танки-охладители, молоковозы и т.д.);

на организацию производства детского питания и сельскохозяйственного сырья для его производства и иные меры поддержки.

 Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности

1. Субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету особо значимого аграрного субъекта Российской Федерации, в целях предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности для возмещения части затрат:

на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;

на производство продукции растениеводства в защищенном грунте;

на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур для собственного сельскохозяйственного производства;

на поддержку производства льна и конопли и иных технических культур, в отношении которых приняты соответствующие региональные экономически значимые программы;

на приобретение минеральных удобрений;

            на оформление земель в собственность;

на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

на поддержку племенного животноводства;

на уплату страховых премий;

на мероприятия по охране почв и воспроизводству их плодородия, проведение лесонасаждений и восстановление полезащитных лесных полос;

          на    поддержку    собственного    производства    животноводства,    за исключением    граждан,    ведущих    личное    подсобное    хозяйство,    путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей: на 1 литр (килограмм) молока высшего и первого сортов; на 1 тонну реализации мяса.

на поддержку начинающих фермеров;

на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

на возмещение части процентной ставки по привлеченным краткосрочным кредитам на развитие сельского хозяйства (животноводства и растениеводства) и ее переработки;

на внедрение биотехнологических методов переработки сельскохозяйственного сырья, отходов производства.

       

Субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету особо значимого аграрного субъекта Российской Федерации, на:

- реализацию мероприятий программы льготной покупки продуктов питания;

- оплату первоначального взноса по кредиту, полученному под залог сельскохозяйственной продукции будущего урожая, производимой для государственных нужд;

- строительство, реконструкцию и модернизацию объектов производственной инфраструктуры (газо- и водоснабжения, электрических и дорожных сетей) и социальной инфраструктуры сельских территорий;

- реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий;

- на продвижение российских товаров на зарубежные рынки и участие в выставочных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации;

- на развитие кадрового потенциала в области сельского хозяйства;

- на информационно - консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

Создание объектов капитального строительства федерального значения в области энергетики или транспорта

1.   Объекты капитального строительства федерального значения в области энергетики или транспорта создаются на территории особо значимых субъектов Российской  Федерации в целях  поддержки осуществления сельскохозяйственного   производства   и   переработки сельскохозяйственной продукции.

2.                         Высший исполнительный орган особо значимого аграрного субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о создании на территории данного  субъекта Российской  Федерации  объекта капитального  строительства федерального значения в области энергетики или транспорта с соответствующим обоснованием.

Указанные объекты капитального строительства создаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

 Размер  государственной  поддержки  по всем направлениям в соответствии с проектом ФЗ устанавливается  Правительством РФ в рамках   Федеральной государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».   

 

Алтайский край -   как субъект РФ, это значимый аграрный регион не только в Сибирском федеральном округе, но и  в Российской Федерации и  является признанным производителем и поставщиком экологически чистых продуктов питания.

Наш субъект занимает   первое место в стране по площади пашни,  по производству муки (на долю края приходится более 13% российской муки),  по производству  сыра,  второе место - по производству крупы (в том числе первое - по гречневой крупе), третье место - по производству макаронных изделий, является единственным регионом Сибири и Дальнего Востока по выращиванию сахарной свеклы. 

  В рейтинге регионов России по итогам 2013 года край сохранил 4 место по поголовью крупного рогатого скота и 3 место по объемам производства молока.

В сельской местности проживает около  половины населения региона.

      Потребности населения  края обеспечены  в полном объёме необходимыми  продуктами питания, кроме того  за пределы  края вывозится 70% мукомольной продукции и  жирных сыров, около 40% сливочного масла.

  Таким образом,  Алтайский край  вносит весомый вклад в продовольственную безопасность регионов  Сибири, Дальнего Востока и России в целом, способствует  снижению зависимости рынка продовольствия страны от импорта, что  имеет немаловажное значение для региона  в условиях ВТО.

Вместе с тем, надо признать, что задача  коренной модернизации всего аграрного  производства и социальной сферы села, к сожалению, ещё не решена.

На наш взгляд, для ускорения этих процессов необходимы, во - первых,  увеличение объёмов государственной поддержки села, во - вторых, концентрация  господдержки на прорывных направлениях и потенциальных  точках роста.

Более четверти пашни в стране и более четверти валового объёма продукции сельского хозяйства России приходиться на долю семи регионов страны, в числе которых наш край. Именно эти субъекты РФ, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, должны получать приоритетную, а главное комплексную поддержку в рамках данного проекта.

Только при таком подходе к развитию аграрных субъектов РФ отдача будет  многократной, что позволит  надёжно  обеспечить население России качественной,  безопасной сельскохозяйственной продукцией. Задача аграрной политики - обеспечить  максимально эффективное использование земли за счёт более рационального  размещения животноводческих производств.

      В прошлом году объём государственной поддержки аграриев края  в 2013 году   был рекордным и составил более 6,4 млрд. рублей, в т.ч. из краевого бюджета более 1,3 млрд. рублей и превысил уровень 2012 года на 25%.

      В текущем году (на1мая 2014г) сельхозтоваропроизводители  края уже  получили   -  1млрд 464 млн рублей           средств государственной поддержки, или 30,2% от годового лимита  - 4 млрд 841 млн руб, в том числе на оказание несвязанной поддержки -  902,3  млн.рублей, что составляет  77 % от первого транша  (лимит по первому траншу 1 млрд. 172 млн. руб, что на 19 млн. рублей больше лимита погектарных субсидий прошлого года).

 

       Вместе с тем,  уровень  государственной  поддержки остаётся недостаточным для ведения расширенного воспроизводства, так как сельхозтоваропроизводители  имеют большую закредитованность, не решены проблемы  связанные с диспаритетом цен на сельхозпродукцию,  высокими ценами на сельскохозяйственную технику, оборудование, запасные части и другую продукцию, необходимую для использования в сельхозпроизводстве.

            Имеются проблемные вопросы в подходах и механизме распределения субсидий на уровне федерального центра, особенно в отношении погектарных субсидий и субсидий на 1 литр реализованного молока.

      В прошедшем году размер погектарной поддержки в крае за счет средств краевого и федерального бюджетов в среднем составил 370 рублей, что ниже среднероссийского уровня (450 руб./га). За счет средств федерального бюджета на гектар посевной площади было выплачено около 300 рублей, что на уровне Краснодарского края. Данная мера поддержки не учитывает природно - климатические условия,  не обеспечивает  конкурентных условий производства по регионам России и это нужно исправлять.  

       От аграриев края было предложение    в Государственную Думу и Резолюцию  второго съезда аграриев Сибири (апрель 2013 года,  г. Красноярск), чтобы   уровень государственной поддержки на 1 га посевной  площади составлял не менее 2 тыс.рублей.

       Важнейшей  задачей   сегодня является  -  это  повысить  привлекательность  сельских территорий для жизни и работы.

     Неслучайно в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ отмечалось, что  теперь на первый  план выходит задача  закрепления  людей на селе,  формирование современной, комфортной инфраструктуры в сельских территориях.   

     Поддержка развития социальной сферы в  нашем регионе  будет продолжена  в 2014 году в рамках федеральной  целевой программы  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (Алтайский край первым в России в 2011 году утвердил аналогичную региональную программу).       С учетом федерального финансирования объём ресурсов, который планируется привлечь на реализацию региональной программы в 2014 году, составит порядка - 1,3 млрд. рублей (в 2013 году за счет государственной поддержки из федерального и краевого бюджетов профинансировано порядка  -  890 млн  рублей на социальную сферу сельских  поселений края).

     Основными направлениями государственной поддержки по программе социального развития села  станут:  улучшение жилищных условий, в том числе молодых семей и молодых специалистов, строительство (реконструкция) объектов водоснабжения и газификации, развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, школ и комплексная компактная застройка сельских поселений.

     Подводя итог,  необходимо  отметить, что проект ФЗ «Об особо значимых аграрных субъектах РФ»  направлен на дополнительные меры государственной поддержки субъектов РФ, вносящих весомый вклад в  дальнейшее развитие агропромышленного комплекса страны.

Формирование  особо значимых субъектов Российской федерации позволит стабилизировать  ситуацию в агропромышленном комплексе, приблизиться к достижению важнейшей  стратегической цели по обеспечению продовольственной  безопасности страны.

            

что существуют факты, документально зарегистрированные, незаконной охоты в Ребрихинском районе. Однако, даже в случае возбуждения уголовных  дел, наказание за преступление, как правило, не следует. Безнаказанность приводит к разгулу браконьерства. Многие  «громкие» дела не доходят до суда и разваливаются из-за слабой доказательной базы.

        ВЫСТУПИЛ:

Чеботаев А.Н. рассказал о программе «Алтайское Приобье».

 

        РЕШИЛИ:

Поддержать проект федерального закона и работать над его продвижением.

        

По второму вопросу

СЛУШАЛИ:

Серова С.Н.,который пояснил, что закон Алтайского края «О внесении изменения в статью 3 закона Алтайского края «О пчеловодстве» разработан в связи с поступившими предложениями о внесении в него изменений  от пчеловодов Алтайского района.

Часто возникающие спорные ситуации вызваны сложностями по использованию части 6 статьи 8 действующего закона. В ней сказано, что кочевые пасеки должны размещаться у источников медосбора на расстоянии не менее полутора километров одна от другой и не менее трёх километров от стационарных пасек при условии благополучия пасек по болезням пчёл.

Владельцы кочевых  пасек  заинтересованы в максимальном количестве пчёл, занятых опылением сельскохозяйственных культур, в уменьшении расстояния между пасеками. Это  противоречит   интересам стационарных пасек.

Отнесение пасеки к стационарной в законе регламентируется временем её постоянного пребывания на одном месте не менее одного года, что на практике очень сложно отследить, особенно при возникновении спорных ситуаций.

О стационарности пасеки свидетельствует наличие обязательных для ведения пчеловодства производственно-хозяйственных построек, а также расположение пасеки на участке земель сельскохозяйственного назначения или лесного фонда, находящемся в собственности или аренде.

По итогам обсуждения данного закона на рабочей группе,  в целях конкретизации  применения  норм по размещению пасек, прописанных в законе о пчеловодстве, комитетом принято решение дополнить нормы части 4 статьи 3 положениями, уточняющими понятие стационарная пасека.

 

РЕШИЛИ:

Поддержать принятие закона Алтайского края «О внесении изменения в статью 3 закона Алтайского края «О пчеловодстве».

 

По третьему вопросу.

 

СЛУШАЛИ:

      Серова С.Н., который доложил, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений» для Алтайского края установлен размер ставки (5 руб/га) для определения единовременной платы, которую пользователь, ведущий охотничье хозяйство на территории охотничьих угодий согласно заключенным ранее договорам долгосрочного пользования объектами животного мира, должен внести в федеральный бюджет для закрепления за ним территории без проведения аукциона.

Вместе с тем, ставки платы за единицу площади охотничьих угодий при заключении охотхозяйственных соглашений для Новосибирской и Кемеровской областей установлены в размере 1 руб. за га. Это при том, что из 15млн. 517 тыс га охотничьих угодий в Алтайском крае более 50% составляют степи и солончаки, которые крайне бедны животными, что делает ведение охотхозяйств на этих территориях убыточным.

В целях создания единых экономических условий хозяйствования подготовлено обращение к министру природных ресурсов и экологии С Донских.

РЕШИЛИ:

       Поддержать принятие обращении АКЗС к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донских по вопросу снижения ставок платы за единицу площади охотничьих угодий при заключении охотхозяйственных  соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

 

 

Председательствующий                                                                                 С.Н. Серов

15/05/2014 13:54

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Май 2014»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031