Новости комитета по местному самоуправлению
Вопросы районов – вопросы края. Борис Трофимов о работе комитета по местному самоуправлению в 2019 году
Председатель комитета краевого Законодательного Собрания по местному самоуправлению, член фракции «Единая Россия» Борис Трофимов в интервью газете «Алтайская правда» рассказал о повышении зарплат муниципальным служащим, поддержке местных инициатив, подготовке II Cлета старост сельских населенных пунктов и других направлениях деятельности.
- Борис Александрович, одним из главных итогов прошлого года для комитета по местному самоуправлению стало повышение зарплаты муниципальным служащим. Расскажите, как обстоят дела с кадрами в этой сфере?
- В 2019 году состоялось повышение заработной платы муниципальным служащим края. Мы ждали этого решения с 2013 года, и комитет по местному самоуправлению неоднократно поднимал данный вопрос. Благодаря поддержке Губернатора произведен перерасчет зарплат - с 1 января 2019 года они увеличены на 15%.
Тем не менее, сохраняется нехватка кадров, так как уровень зарплаты, несмотря на принятые меры, остается низким, особенно по младшим должностям муниципальной службы. В органах местного самоуправления не хватает специалистов в сфере госзакупок, юристов, специалистов в области градостроительной деятельности, бухгалтеров. Мы продолжаем работу по увеличению денежного содержания муниципальных служащих, особенно специалистов в сельских поселениях.
- Большое внимание уделяется уравновешиванию бюджетов муниципалитетов. Это окажет влияние на заработные платы?
- Комитет держит на особом контроле вопрос финансовой поддержки муниципалитетов. В целом в 2019 году по различным программам муниципальным бюджетам было выделено более 28 млрд рублей. Общий объем финансовой помощи местным бюджетам в 2020 году составит уже более 30 млрд рублей.
При этом сохраняются все основные виды финансовой помощи муниципальным образованиям на исполнение местных полномочий, в том числе субсидии на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений - 1 млрд рублей. Это комплексный подход к решению вопроса о росте заработных плат.
- При этом осложнилась ситуация с сельскими старостами.
- В регионе еще семь лет назад был принят закон «О старостах сельских населенных пунктов», этот документ помог популяризировать институт власти в небольших селах. В крае стали работать свыше 350 старост. Однако принятые в прошлом году изменения в федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» запретили старостам находиться в трудовых отношениях с органами местного самоуправления. Это уже привело к сокращению числа старост.
Наша задача - найти возможность осуществлять им компенсацию затрат, например, за транспорт, также могут быть расходы на канцелярию, аренду, связь. Главное назначение старосты - информировать жителей о чрезвычайных ситуациях, каких-то важных событиях. В условиях напряженных погодных условий зимы этого года работа старост в небольших населенных пунктах имеет особое значение. Затраты на телефон, как минимум, у них должны быть компенсированы.
Эта ситуация обсуждалась на II Cлете старост сельских населенных пунктов Алтайского края, в подготовке которого принял активное участие комитет АКЗС по местному самоуправлению. Его участниками стали более 150 человек, более 100 из них - сельские старосты. По его итогам комитет разработал законодательную инициативу по изменению 131-го федерального закона. В ней мы обозначили три позиции. Первое: отменить запрет на трудовые отношения старост с муниципалитетом, что позволило бы вернуть оплату труда старост. Второе: отменить пункт, обязывающий старост проживать в этом населенном пункте. Наконец, мы предложили, чтобы старосты могли избираться не только сходом граждан, но и другими способами.
- Что касается работы депутатов с районами: какие меры проводятся для укрепления взаимодействия между уровнями власти?
- Комитет тесно работает с Ассоциацией муниципальных образований края, на площадке которой поднимаются все самые острые и актуальные вопросы жизни муниципалитетов. Принято решение включить в работу Заксобрания ежегодный доклад о состоянии местного самоуправления в Алтайском крае, который готовит Ассоциация.
В 2019 году состоялся восьмой съезд Ассоциации, в работе которого приняли участие более 500 человек. Во время его работы обсуждалась в том числе сложившаяся в крае система передачи полномочий от сельских поселений муниципальным районами и, наоборот, на основании соглашений. На практике возникает немало проблем, и на съезде от муниципалитетов поступила инициатива о необходимости принятия закона Алтайского края, в котором этот механизм будет регламентироваться.
Дело в том, что отсутствие единообразия при определении основных этапов заключения соглашений и общей методики расчета объема межбюджетных трансфертов приводит к тому, что вместе с полномочиями передается недостаточный объем средств. В результате полномочия исполняются неэффективно. В настоящий момент мы прорабатываем этот вопрос, ищем варианты нормативно-правового регулирования.
- Борис Александрович, как вы оцениваете развитие программы поддержки местных инициатив?
- Проект показывает очень хорошие результаты. Благодаря позиции комитета по местному самоуправлению и плодотворному сотрудничеству фракции «Единая Россия» со всем депутатским корпусом в бюджете на 2020 год увеличено финансирование этой программы до 250 млн рублей (в 2019 году было выделено 127 млн рублей). Это решение позволит практически каждому третьему муниципальному образованию стать участником этого перспективного направления. При этом максимальный размер субсидии на реализацию одного проекта увеличен с 700 тыс. рублей до 1 млн рублей. Благодаря им могут быть реализованы наиболее важных для сельских территорий проекты, направленные на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры поселений Алтайского края.
Жители на местах активно инициируют проекты и участвуют в их реализации, а это самое главное. Количество заявок, поданных на конкурсный отбор по проекту поддержки местных инициатив в Алтайском крае на 2020 год, выросло почти в два раза по сравнению с 2019 годом. Всего было подано 454 заявки от 59 муниципальных районов и трех городов. Наибольшее количество заявок поступило от Алейского, Заринского, Залесовского, Панкрушихинского, Рубцовского, Тальменского, Топчихинского районов.
Муниципалитеты стремятся к победе в конкурсе по-разному. Одни заявляют проекты с максимальным уровнем софинансирования со стороны населения и юридических лиц, другие проводят серьезную предварительную информационную работу с населением и собирают большое количество граждан на итоговом собрании. Следует отметить, что с каждым годом все больше муниципалитетов ответственно относятся к подготовке заявок и качественной реализации своих проектов.
При этом наиболее заинтересованными жители остаются в создании детских площадок, объектов культуры, спорта, мест отдыха и благоустройства, а также в развитии инфраструктуры: водоснабжения, дорожно-транспортной системы, освещения.
- Деятельность комитета не ограничивается финансовой тематикой. Какие важные решения были приняты при помощи комитета в 2019 году?
- Большая работа проведена в отношении нормативного регулирования обращения с безнадзорными животными. С 1 января 2020 года вступили в силу положения, согласно которым отловленные животные без владельцев должны содержаться исключительно в приютах для животных. Но существует еще ряд моментов, требующих рассмотрения и проработки - на сегодняшний день в крае действуют всего три крупных приюта для животных: в Барнауле, Бийске и Рубцовске, но и они созданы на общественных началах, соответствовать новым требованиям к размещению приюта, обустройству помещений, их санитарной обработке, к температурному режиму, водоснабжению и т.п. им будет крайне сложно. Помимо этого, большинство муниципальных образований края являются дотационными и не имеют финансовой возможности для самостоятельной организации приюта для животных.
20/02/2020 12:49
Подписка на новости |
Календарь
|