Новости комитета по правовой политике
О расширенном заседании комитета по правовой политике
29 сентября 2012 года на расширенном заседании комитета по правовой политике рассматривался вопрос «О ходе выполнения закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах».
При рассмотрении вопроса, помимо депутатов комитета, присутствовали заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края, начальник сектора по делам несовершеннолетних и защите их прав департамента Администрации края по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти Антропова Татьяна Васильевна, представитель Барнаульского юридического института Бачурин Александр Геннадьевич, главный специалист отдела дополнительного образования и воспитательной работы с учащимися комитета по образованию города Барнаула Васильева Надежда Геннадьевна, председатель комитета по законности и местному самоуправлению Барнаульской городской Думы Морозов Алексей Васильевич, заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю Муравьева Марина Александровна, исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Алтайского края Хвалынская Татьяна Ивановна, представитель Общественной палаты Алтайского края Невинский Валерий Валентинович.
С информацией по вопросу выступили Антропова Т.В., Муравьева М.А., Васильева Н.Г. Все докладчики отметили своевременность принятия закона, его эффективность, в то же время обратили внимание на некоторые проблемы, возникающие в правоприменительной практике, в том числе касающиеся мест временного содержания несовершеннолетних, времени ограничения нахождения несовершеннолетних в общественных местах. По результатам рассмотрения принято решение о подготовке предложений по совершенствованию закона и дальнейшему их обсуждению с заинтересованными лицами.
ИНФОРМАЦИЯ
О ходе выполнения закона Алтайского края
«Об ограничении пребывания несовершеннолетних
в общественных местах»
(подготовлена на
основе материалов, представленных
Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, Главным
управлением Министерства внутренних дел РФ
по Алтайском краю)
С 1 апреля 2010 года на территории Алтайского края введен в действие закон Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края». Согласно статье 2 данного закона на территории Алтайского края не допускается нахождение несовершеннолетних:
1) в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
2) в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей:
а) в возрасте до шестнадцати лет - с 22 часов до 6 часов местного времени;
б) в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - с 23 часов до 6 часов местного времени.
Помимо того действие закона не распространяется на несовершеннолетних, признанных в соответствии с законодательством полностью дееспособными. А также несовершеннолетние могут находиться в соответствующих общественных местах в исключительных случаях при возникновении непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка, других лиц (стихийное бедствие, противоправные действия третьих лиц и иные аналогичные случаи).
В соответствии с законом основными субъектами, осуществляющими меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных местах являются:
1) родители, лица, их заменяющие, или лица, осуществляющие мероприятия с участием детей;
2) юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) должностные лица органов внутренних дел;
4) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) органы местного самоуправления;
6) общественные организации правоохранительной направленности.
Еще до введения в действия настоящего закона органами местного самоуправления была проделана большая подготовительная работа.
Все органы местного самоуправления создали экспертные комиссии для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Утвердили перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также перечень общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Помимо того органы местного самоуправления определили места временного нахождения детей до установления личности доставляемого ребенка, его места жительства и родителей, лиц, их заменяющих, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, или наличия реальной возможности передачи ребенка указанным лицам, или направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В городах этими местами стали учреждения здравоохранения, а также центры социальной реабилитации. В большинстве муниципальных районов места определены на уровне каждого поселения, как правило, это помещения в здании администрации сельского совета или общеобразовательном учреждении. Ряд районов определил единое место временного нахождения детей - в центральной районной больнице (Каменский, Кулундинский, Локтевский, Михайловский, Ребрихинский, Рубцовский, Солтонский и другие районы). Помимо того в некоторых районах места временного нахождения детей определены как на уровне поселений, так и на уровне района.
Также органами местного самоуправления были утверждены перечни должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за несоблюдение мер по недопущению нахождения детей в общественных местах.
В это же время органами местного самоуправления совместно с другими заинтересованными субъектами была проделана большая работа по информированию населения муниципальных образований о введении с 1 апреля 2010 года ограничения пребывания несовершеннолетних в общественных местах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом наделены соответствующими полномочиями в случае выявления ребенка в общественных местах:
1) незамедлительно устанавливают личность ребенка, его место жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
2) уведомляют родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
3) в случае необходимости доставляют ребенка, личность которого установлена, родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей;
4) составляют акт о выявлении ребенка в общественных местах;
5) доставляют в места временного нахождения детей, в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей, либо отсутствия указанных лиц, либо невозможности передачи им ребенка, о чем незамедлительно сообщают в органы внутренних дел по месту обнаружения несовершеннолетнего;
6) информируют комиссию по делам несовершеннолетних по месту регистрации или пребывания ребенка о фактах нахождения несовершеннолетних в общественных местах.
В рамках реализации закона в 2010-2012 годах органами местного самоуправления и органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводилась работа по изданию листовок и плакатов на правовую тематику по основным положениям закона, в постоянном режиме проводилась разъяснительная работа с родителями, лицами, их заменяющими, а также с несовершеннолетними. В целях контроля за исполнением закона органами местного самоуправления, сотрудниками органов внутренних дел, представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городов и районов края, органов и учреждений социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения регулярно проводятся рейдовые мероприятия, направленные на выявление фактов нарушения требований вышеуказанного закона.
По официальным данным Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, сотрудниками органов внутренних в ночное время было задержано в 2010 году 2045 несовершеннолетних, в 2011 году - 2636, в 1 полугодии 2012 года - 1321. В общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в 2011 году задержано 199 подростков, в 1 полугодии 2012 года - 313. Большинство несовершеннолетних, задержанных в неустановленных местах, передаются родителям или лицам, осуществляющим мероприятия с детьми, и только в исключительных случаях помещаются в социально-реабилитационные центры (в 2011 году - 5, в 1 полугодии 2012 года - 9 несовершеннолетних), а также доставляются в места временного нахождения детей (в 2011 году- 15).
В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края в 2010 году поступило 1681 протокол об административных правонарушения за несоблюдение мер по недопущению нахождения детей в общественных местах, в 2011 году - 2589, в 1 полугодии 2012 года - 1220.
Большинство протокол было составлено в отношении родителей и лиц их заменяющих (в 2011 году 2515 протоколов (97,14 %), в 1 квартале 2012 года - 1202 (98,5 %). В 1 полугодии 2012 года также было составлено 16 протоколов в отношении должностных лиц и 2 протокола составлено на юридические лица. Нарушения закона со стороны должностных и юридических лиц выявлены сотрудниками полиции на территории Железнодорожного и Октябрьского районов города Барнаула, города Заринска, Егорьевского, Благовещенского и Кулундинского районов.
Большинство протоколов об административных правонарушениях составлено должностными лицами органов внутренних дел (полиции) - (97,76%). Помимо того 1,12 % протоколов было составлено должностными лицами местного самоуправления и прокуратуры соответственно.
По результатам рассмотрения протоколов в 2011 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав вынесены 2503 решений, в том числе: дело прекращено - 93 (3,72); вынесено предупреждение - 1620 (64,75%); наложен штраф - 790 (31,56%).
Факты неоднократного нарушения закона допущены 44 физическими лицами, из них 39 - привлечены к административной ответственности дважды.
К сожалению, остается низким показатель взыскаемости штрафа - 50,59% (в 2011 году всего было наложено 399 тыс. руб. административного штрафа).
Принимаемые меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволили снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием (в 2010 году - на 23 %, в 2011 году - на 10,8 %, в 1 полугодии 2012 года - на 23,4 %). Также снизился уровень подростковой преступности, в 2010 году составил 5,4 %, в 2011 году - 5,1 %, в 1 квартале 2012 года - 4,1 %.
Наиболее высокая криминальная активность подрастающего поколения традиционно наблюдается в крупных административно-территориальных образованиях края с наибольшим числом подросткового населения: города Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Рубцовск. В текущем году отмечается рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в ночной период времени, в отдельных муниципальных районах: Быстроистокском, Родинском, Шипуновском, Немецком национальном районе.
Удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними в ночной период времени на улицах жилого сектора и общественных местах, не превышает пяти процентов от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2010 год - 68, 2011 год - 36, 6 месяцев 2012 года -14). Более 85 % из них носят корыстный имущественный характер и связаны с хищением чужой собственности (мобильные телефоны, денежные средства, автомототранспорт и его комплектующие).
Законодательные меры по ограничению пребывания несовершеннолетних в развлекательных местах, осуществляющих торговлю спиртными напитками, позволили сократить «пьяную» преступность среди несовершеннолетних.
По итогам 2011 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, сократилось на 8,0 % (с 213 до 196), удельный вес в общем массиве преступности не превышает 13 %. Положительная динамика снижения на 27,3 % (с 99 до 72) отмечена в текущем году.
При этом число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения в ночное время, по итогам 1 полугодия 2012 года, составляет 29 фактов (2010 год - 87, 2011 год - 67). В рамках действия Закона, с учетом временного ограничения и места совершения преступления, данный показатель не превышает трех процентов от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2010 год - 43, 2011 год - 36, 1 полугодие 2012 года-11).
В то же время и уменьшилось число преступлений, совершаемых в отношении детей и подростков в ночное время. По итогам первого полугодия 2012 года жертвами преступлений, совершенных в период с 22-00 до 06-00 часов, стали 98 несовершеннолетних, из них 26 подростков стали жертвами преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах (2011 год -161 и 65, 2010 год - 212 и 97 соответственно).
Приведенные выше показатели свидетельствуют об эффективности реализации закона Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» на практике.
30/08/2012 12:37
Информация, опубликованная в ленте новостей постоянного депутатского объединения, не является официальной позицией Алтайского краевого Законодательного Собрания
Подписка на новости |
Календарь
|