Новости комитета по социальной политике
Алтайский край предлагает изменить федеральное законодательство об объектах культурного наследия
Алтайское краевое Законодательное Собрание направит в Совет законодателей РФ инициативу, призванную облегчить процесс постановки на учет археологических памятников и снятия с учета объектов культурного наследия, физически прекративших существование. Если Совет законодателей по итогам рассмотрения законодательной инициативы даст положительное заключение, она будет внесена в Государственную Думу.
Краевой парламент как субъект права законодательной инициативы предложил изменения в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты федерального уровня. Решение об этом было принято на заседании комитета АКЗС по социальной политике 25 ноября. На рассмотрение было вынесено две законодательные инициативы об изменениях в ФЗ «Об объектах культурного наследия...». Одна из них предложена Губернатором Алтайского края (и подготовлена Алтайохранкультурой совместно с представителем Губернатора в АКЗС), вторая - комитетом АКЗС по социальной политике и фракция «ЛДПР» в АКЗС. По итогам обсуждения их было решено объединить.
Как пояснила заместитель начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Ксения Рябцева, проекты направлены на устранение противоречий и пробелов федерального законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, а также совершенствование процедуры исключения объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объекты археологического наследия
Так, разработчики предлагают увеличить до 90 дней срок, в течение которого орган охраны объектов культурного наследия направляет собственнику земельного участка, органам местного самоуправления и органу регистрации прав уведомления о выявленном объекте археологического наследия. По словам Ксении Рябцевой, это связано со сроками, в течение которых проходит описание местоположения границ объекта, внесение сведений об объекте в Единый государственный реестр недвижимости и последующее определение собственников земельных участков.
«Предлагаем увеличить с 10 до 30 дней срок представления в орган охраны сведений об обнаруженном объекте археологического наследия археологом, который проводил полевые работы на основании открытого листа, и дополнить их необходимостью предоставления проекта границ территории такого объекта, чтобы орган охраны имел возможность реализовать свою обязанность по принятию решения о включении данного объекта в перечень выявленных и одновременно утвердить границы территории для последующего включения в единый реестр недвижимости, уведомления собственников и так далее», - сказала заместитель начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия.
Еще одно предложение разработчиков - на федеральном уровне отказаться от определена зон охраны для некоторых объектов культурного наследия. Это отдельные захоронения, некрополи, объекты археологического наследия, а также скрытые в земле объекты. «Проектирование зон охраны объектов является элементом градостроительного зонирования территории и прежде всего направлено на сохранение видового раскрытия зданий и сооружений, сохранение исторической среды объекта. Нецелесообразно устанавливать зоны охраны на те объекты, которые, по сути, скрыты в земле. Эта позиция поддерживается Министерством культуры Российской Федерации», - пояснила заместитель начальника Алтайохранкультуры.
Памятники регионального и местного значения
Другая группа предлагаемых поправок направлена на изменение процедуры, по которой объекты культуры регионального и местного значения, чей облик физически утрачен, можно снять с учета. Как напомнила заместитель председателя комитета по социальной политике Ирина Шудра, в 2014 году АКЗС выходило с аналогичной инициативой на федеральный уровень, но проект закона не был принят.
Сейчас решение о снятии объекта культурного наследия возможно принять только на федеральном уровне (на основании акта Правительства Российской Федерации). «В результате длительности процедур возникают правовые коллизии, когда объекта культурного наследия физически не существует, а его наличие в Едином реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации накладывает особые обременения на земельный участок, на котором он располагается», - подчеркнула Ксения Рябцева.
Так, в реестре содержатся сведения о 35 объектах культурного наследия, расположенных на территории Алтайского края, которые были физически утрачены еще в 1990-х годах. При этом какие-либо фотоматериалы, техническая документация, иные документы, с помощью которых возможно было их воссоздать, отсутствуют. Как подчеркнула докладчик, утраченные, но включенные в Единый реестр объекты культурного наследия подлежат государственной охране. Она подразумевает, в числе прочего, утверждение предмета охраны объектов культурного наследия и границ их территорий, установление зон охраны, что требует значительных административных и финансовых затрат, нерациональных в случае отсутствия оснований для воссоздания утраченных объектов культурного наследия.
Разработчики предлагают установить дифференцированный подход для работы с памятниками с разным статусом. В отношении объекта культурного наследия федерального значения они предлагают сохранить действующий порядок. Для памятников регионального значения - предоставить такое право законодательному органу субъекта на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы (для объектов местного значения решение также принимает орган субъекта на основании экспертизы и по согласованию с органом местного самоуправления).
Выкуп объектов культурного наследия и капитальный ремонт
В проекте федерального закона Алтайохранкультура предложила решение проблемы привлечения инвесторов к сохранению зданий - объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Сейчас потенциальные инвесторы могут приватизировать такие здания на торгах в форме конкурса, при этом начальная цена продажи такого объекта культурного наследия, согласно федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», - 1 рубль. Новый собственник приобретает здание с обременением - он обязуется полностью исторический облик здания, что предполагает значительные финансовые вложения.
«Земельный участок, занимаемый таким объектом, отчуждается одновременно с приватизацией зданий, строений и сооружений, при этом начальная цена такого участка равна его рыночной стоимости. Высокая стоимость участков под объектом культурного наследия чаще всего останавливает инвесторов», - объяснила Ксения Рябцева. Разработчики предложили закрепить начальную цену продажи участка также в размере 1 рубля.
Еще одним препятствием является ограничение, закрепленное в Земельном кодексе РФ: он обязывает проводить продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах в форме аукционов. Это делает невозможной приватизацию объектов культурного наследия. Предлагаемый законопроект призван устранить это противоречие.
Норму, касающуюся проведения капремонта в жилых домах - объектах культурного наследия, разработчики предлагают внести в Жилищный кодекс РФ. В случае ее принятия Кодекс закрепит обязанности по исполнению охранного обязательства за управляющей компанией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, если общее собрание собственников примет такое решение. Сейчас требования об этом содержатся только в законодательстве о сохранении объектов культурного наследия, что позволяет УК игнорировать эти предписания.
26/11/2020 16:27
Подписка на новости |
Календарь
|