Новости комитета по здравоохранению и науке

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации

заседания круглого стола на тему:

«Состояние здоровья сельских жителей и специалистов сельского хозяйства в Алтайском крае»

 

28 октября 2015 года по инициативе комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке, постоянного депутатского объединения в Алтайском краевом Законодательном Собрании - фракции «Единая Россия» состоялось заседание круглого стола на тему: «Состояние здоровья сельских жителей и специалистов сельского хозяйства в Алтайском крае», в обсуждении которой приняли участие представители законодательной и исполнительной власти края, руководители муниципальных образований, руководители краевых и районных учреждений здравоохранения края, представители медицинских образовательных учреждений, общественные деятели.

Заслушав доклады и обсудив выступления, участники круглого стола отметили следующее.

Важной особенностью Алтайского края является высокий удельный вес сельских жителей. Доля сельских жителей в крае составляет 44%, что существенно выше, чем в среднем по РФ (26,1%) и СФО (27,8%).

По численности сельского населения край занимает 11-е ранговое место в РФ и 3-е место в СФО.

В связи с этим совершенствование медицинской помощи сельскому населению всегда было приоритетом развития отрасли.

В период модернизации здравоохранения и изменения конструктивных подходов к организации оказания медицинской помощи были заложены принципы, обеспечивающие повышение доступности медицинской помощи сельскому населению.

Это опережающее развитие первичной медико-санитарной помощи на ФАПах, врачебных амбулаториях, развитие скорой медицинской помощи, приближение специализированной медицинской помощи за счет расширения сети и увеличения мощности межмуниципальных специализированных отделений, кабинетов и лабораторий.

Одним из главных условий эффективного функционирования здравоохранения является оптимальная структура сети медицинских организаций с четко выстроенной логистикой оказания медицинской помощи.

В соответствии с характером административно-территориального деления в крае сформирована разветвленная сеть сельских медицинских учреждений, в которой преобладают небольшие по мощности ЦРБ со значительным количеством обособленных подразделений первичной медико-санитарной и доврачебной помощи.

Средняя численность населения сельского района не превышает 17,8 тысяч человек, а значительную долю сельских населенных пунктов составляют малые села, из которых 23 без населения, 84 с численностью населения до 10 человек, 153 - с численностью до 50 человек и 163 - с численностью проживающих до 100 человек.

Сеть структурных подразделений медицинских организаций, полностью покрывает сельские территории края, включая малочисленные населенные пункты. Эта сеть по большей части сложилась исторически и долгое время сохраняется, не смотря на деградацию населенных пунктов.

В период модернизации сеть была не только сохранена, но и качественно преобразована. 46 участковых больниц перешли в статус врачебных амбулаторий или общеврачебных практик с дневными стационарами. Мощность дневных стационаров, развернутых на их базе в 2 раз превышает мощность сокращенных коек участковых больниц, более половины из которых составляли койки сестринского ухода.

С 2009 года во всех поликлиниках Алтайского края (городских и сельских) внедрена система предварительной записи на консультативные приемы в специализированные медицинские организации края. В соответствии с четко отработанным регламентом направления и управления расписанием работы этих учреждений, больные из сельской местности через врачебно-диспетчерскую службу направляются в специализированные учреждения. Всего через врачебно-диспетчерскую службу в 2014 году было записано свыше 150 тыс. человек, в 2015 - 164,6 тыс. человек. Нужно отметить, что 63,9% всех записей, сделанных через систему врачебно-диспетчерской службы за 9 месяцев 2015 года (2013 год - 63,3%, 2014 год - 69,2%), приходятся на сельское население Алтайского края.

В настоящее время на территории Алтайского края реализуется ряд мероприятий, направленных на совершенствование первичной медико-санитарной помощи жителям сельских населенных пунктов.

С целью оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни человека, в удаленных и малочисленных населенных пунктах, не имеющих на своей территории медицинских организаций и их структурных подразделений, с населением менее 100 человек организуются домовые хозяйства.

С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи населению Алтайского края, проживающему в сельской местности, поэтапного устранения дефицита медицинских кадров, а также дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников с 2014 года в Алтайском крае действует региональная программа «Сельский фельдшер».

В 2014 году в рамках указанной программы единовременные компенсационные выплаты в размере 500 тыс. руб. получили 13 молодых фельдшеров, трудоустроившихся в фельдшерско-акушерские пункты. Программа пролонгирована на 2015 год. На ее реализацию в 2015 году предусмотрено 35 млн. руб. В настоящее время сформирована заявка на 30 специалистов.

Социальные программы муниципального, регионального и федерального уровня по поддержке врачебных кадров, реализация которых начата с 2012 года, обеспечили более высокие, чем в городе, уровни укомплектованности медицинских организаций сельской местности. Так, в 2014 году укомплектованность физическими лицами на селе на 23% превышала укомплектованность в городских медицинских организациях и составляла 62%, в том числе в стационаре 58,8%, в поликлинике 63,9%.

В решении проблем доступности первичной медико-санитарной помощи помогает работающий на постоянной основе автопоезд «Здоровье», в составе которого высококвалифицированные специалисты обеспечивают консультирование сельских пациентов. Кроме приема пациентов проводятся оперативные вмешательства, параклинические обследования. Для этих целей в рамках программы модернизации приобретено два мобильных диагностических комплекса и комфортабельные микроавтобусы для доставки специалистов.

За четыре года врачи автопоезда провели осмотр 197,6 тыс. пациентов в 780 селах Алтайского края, врачами проведено 286,0 тыс. исследований, на дополнительное обследование направлено 21,6 тыс. человек, на госпитализацию - 2,4 тыс. человек.

Сегодня для обеспечения полного комплекса мероприятий по охране здоровья граждан Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности с руководителями муниципальных образований заключены Соглашения, в которых обозначены полномочия муниципалитета и полномочия государственного органа исполнительной власти в сфере охраны здравья.

Индикатором доступности медицинской помощи служит и динамика выявляемости заболеваний, которая за пять имеет стойкую тенденцию роста.  Так, среди всего населения она выросла на 1,6%, среди взрослого населения на 1.0%, подросткового на 7,4%.

Однако, уровень смертности сельского населения традиционно отмечается выше уровня смертности городского населения.

Тем не менее, необходимо отметить, что в крае сложилась система комплексных мероприятий по сохранению здоровья сельских жителей: Администрацией Алтайского края, Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической, органами местного самоуправления разработаны, приняты и реализуются программы по пропаганде здорового образа жизни, снижению смертности и повышению рождаемости населения. Совместные усилия медицинского сообщества и властей помогут укрепить сельское здравоохранение и обеспечить доступную и качественную медицинскую помощь сельским жителям.

 

Участники заседания круглого стола решили:

 

1.  Рекомендовать комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке совместно с Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности:

1.1. обратиться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность внесения изменения в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части расширения категории медицинских работников, имеющих право на получение единовременных компенсационных выплат, включив в перечень населенных пунктов малые города с численностью населения менее 50 тысяч человек).

1.2. обратиться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части развития программы совершенствования выездных форм оказания медицинской помощи сельским жителям).

 

2. Рекомендовать Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности:

2.1. совершенствовать систему оказания мер социальной поддержки медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием, работающих в сельской местности;

2.2. организовать работу по мониторингу и контролю за оказанием медицинской помощи сельскому населению мобильными медицинскими бригадами;

2.3. обеспечить возможность использования телемедицинских технологий для своевременного установления диагноза у пациентов из отдаленных территорий;

2.4. внедрять стационарзамещающие технологии на уровне структурных подразделений ЦРБ;

2.5. проработать вопрос о обеспечении жителей населенных пунктов, не имеющих на своей территории медицинских организации и их структурных подразделений лекарственными препаратами.

        

3. Рекомендовать муниципальным образованиям края:

3.1.          с целью привлечения и закрепления медицинских работников на селе рассмотреть вопрос об установлении социальных мер поддержки молодых специалистов, вновь прибывших на работу в сельские населенные пункты (предоставление жилья либо частичная или полная компенсация расходов на покупку жилья, предоставление земельного участка для строительства жилья, частичное или полное возмещение расходов на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях, компенсация расходов на ЖКХ и пр.).

3.2.    обеспечить транспортную доступность медицинских организаций, находящихся на территории района для всех групп населения, в том числе инвалидов, иных маломобильных граждан.

28/10/2015 11:58

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Октябрь 2015»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031