Новости комитета по здравоохранению и науке

Протокол заседания

Протокол № 02/4-01/16

 

 

г. Барнаул                                                                                16 декабря 2015 года

 

заседания комитета по здравоохранению и науке

 

Председательствующий - А.Ф. Лазарев, председатель комитета.

 

Секретарь - Е.В. Шелепова, главный консультант комитета.

 

Присутствовали:

Члены комитета: В.П. Белкин, С.Н. Еремеев, Ю.В. Кайро, А.Ф. Лазарев, В.А. Лещенко, А.С. Орлов, И.Г. Теплова, И.П. Шудра, Н.Н. Якушев.

Приглашенные:

Драт Марина Ивановна - консультант экспертно-правового управления Алтайского краевого Законодательного Собрания;

Сафонов А.Е. - член президиума Молодежного Парламента Алтайского края;

Ситников Д.Г. - заместитель председателя комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике;

Ушанова В.М. - заместитель начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

Четошникова Е.В. - председатель комиссии по образованию, культуре и делам молодежи Общественной палаты Алтайского края.

 

Отсутствовали: члены комитета: И.В. Солнцева.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1. Усиление мер социальной поддержки медицинских работников. Закрепление молодых специалистов на селе. Реализация программ «Земский доктор» и «Сельский фельдшер».

2. О Плане правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на первое полугодие 2016 года.

3. О проекте закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2016 год».

 

1. Усиление мер социальной поддержки медицинских работников. Закрепление молодых специалистов на селе. Реализация программ «Земский доктор» и «Сельский фельдшер».

СЛУШАЛИ:

Ушанову Веру Михайловну - заместителя начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, которая доложила о том, что важной особенностью Алтайского края является высокий удельный вес сельских жителей. Доля сельских жителей в крае составляет 44%, что существенно выше, чем в среднем по РФ (26,1%) и СФО (27,8%). По численности сельского населения край занимает 11-е ранговое место в РФ и 3-е место в СФО. В связи с этим совершенствование медицинской помощи сельскому населению всегда было приоритетом развития отрасли.

В сельских населенных пунктах первичную медико-санитарную помощь оказывают 894 фельдшерских здравпункта и фельдшерско-акушерских пункта, 195 врачебных амбулаторий, 4 районных, 9 участковых и 59 центральных районных больниц.

В целях преодоления сложившегося кадрового дефицита в отрасли здравоохранения с 2009 года в крае предпринимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава, привлечению и закреплению медицинских кадров, в том числе в сельские медицинские организации.

По данным на 1 января 2015 года в медицинских организациях Алтайского края осуществляют трудовую деятельность: 8 873 врача и 22 845 средних медицинских работников. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения по Алтайскому краю в целом составила 37,2, отмечается рост показателя на 0,1% в сравнении с предыдущим периодом, однако ниже уровня обеспеченности врачами в Российской Федерации - 39,7 на 10 тыс. населения. Вместе с тем, показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения на 7,2% выше индикативного показателя «дорожной карты» для Алтайского края на соответствующий год - 34,7.

Обеспеченность средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения в целом по краю - 95,8, превышает российский показатель на 7,7 (РФ - 88,09 на 10 тыс. населения).

Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения связаны не столько с дефицитом врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием по ряду специальностей, сколько с сформировавшимися диспропорциями в отрасли, а именно дисбалансом в укомплектованности штатов медицинских организаций, расположенных в сельской местности и в городах. Укомплектованность штатных должностей врачей занятыми должностями в целом по краю составляет 87,9%, что на 1,5% ниже предыдущего периода. Отмечается снижение данного показателя в сравнении с прошлым годом на 4,3% в малых городах края - 82,0% за счет оттока врачей в сельскую местность Укомплектованность штатных должностей врачей занятыми должностями в селах находится практически на уровне прошлого года и составляет 83,0%. Укомплектованность штатных должностей средних медицинских работников занятыми должностями в медицинских организациях Алтайского края в целом составляет 91,9%, что на 2,5% ниже предыдущего периода.

С 2012 года в Алтайском крае реализуется программа «Земский доктор», направленная на привлечение и закрепление молодых врачей в медицинских организациях сельской местности. За период реализации Программы в Алтайском крае в 2012-2015 годах 692 молодых врача трудоустроились в сельские медицинские организации, с получением единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. руб.

Из 692 получивших выплаты молодых специалистов 641 человек направился на работу в сельские населенные пункты, а 51 молодой специалист трудоустроился в рабочие поселки, расположенные на территории Алтайского края.

В рамках участия в программе «Земский доктор» в сельские медицинские организации прибыли молодые специалисты наиболее остро востребованных специальностей: терапевты, педиатры, неврологи, окулисты, офтальмологи, реаниматологи и другие специалисты. Основную часть участников программы «Земский доктор» составили выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования - 390 человек. Из других регионов России переехали в наш регион для участия в программе «Земский доктор» 44 молодых специалистов. Из города Барнаула уволились по собственному желанию для переезда в сельские медицинские организации 110 врачей. Из других городов Алтайского края в село переехали 69 молодых специалистов. Из медицинских организаций, расположенных в районах края, уволены по собственному желанию с последующим трудоустройством в другие центральные районные больницы 79 врачей.

В связи с реализацией программы «Земский доктор» существуют и некоторые проблемы. За период реализации Программы укомплектованность сельских медицинских организаций врачами выросла, однако на настоящий момент остро стоит проблема по привлечению молодых специалистов в малые города Алтайского края, где в связи с оттоком врачей для участия в программе «Земский доктор» усугубляется кадровый дефицит медицинских специалистов в малых городах. Однако, несмотря на то, медицинские работники малых городов оказывают медицинскую помощь сельскому населению края, молодые специалисты, трудоустроившиеся в малые города, в соответствии с действующим законодательством не могут принимать участие в программе «Земский доктор».

Кроме того, действующим законодательством не регламентировано условие о прибытии на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок только из городского населенного пункта. Это делает возможным миграцию врачей из одной сельской медицинской организации в другую, что противоречит цели программы «Земский доктор», поскольку, при том, что одна сельская медицинская организация укомплектовывает штат новым специалистом, вместе с тем в другой сельской медицинской организации усугубляется кадровый дефицит.

В 2012 году выплаты в размере 1 млн. руб. из федерального бюджета получили 267 медицинских работников, из которых в 2011 году было трудоустроено 68 врачей, а в 2012 году - 199 врачей. В 2013 году единовременные компенсационные выплаты в равных долях из средств бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Алтайского края получили 138 молодых специалистов. Дополнительно, 6 врачам, подавшим заявки, но не вошедшим в Программу по причине отсутствия свободных квот, было выплачено 6 млн. руб. из средств краевого бюджета. Число молодых специалистов, получивших единовременную компенсационную выплату на условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов, составило 146 человек, что на 3 человека больше плановых показателей.

В 2015 году было запланировано направить 252 млн. руб. в равных долях из средств бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Алтайского края.

По состоянию на 1 декабря 2015 года Главным управлением в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования была подана заявка на единовременные выплаты в размере 1 млн. руб. на 141 врача, прибывшего или переехавшего в рамках проекта «Земский доктор» на работу в отдаленные сельские населенные пункты либо рабочие поселки в 2015 году, из которых 88 специалистам предоставлены единовременные компенсационные выплаты. В структуре врачей, трудоустроившихся в сельские медицинские организации в рамках программы «Земский доктор» в 2015 году, 17,7% составляют специалисты в возрасте от 35 до 45 лет - 25 человек.

Учитывая отсутствие значительного увеличения количества врачей, относящихся к категории переехавших из других населенных пунктов, прогнозируемого в связи с расширением возрастного диапазона для участия в указанной программе до 45 лет, реальная потребность во врачах для работы в медицинских организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Алтайского края, на 2015 год в рамках программы «Земский доктор» составит 141 человек.

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности считает, что внесение изменений по изменению возрастного ценза для участия в программе «Земский доктор» до 50 лет в целом является целесообразным. Вместе с тем, при прогнозировании изменения эффективности реализации указанной программы следует принимать во внимание следующее: снятие возрастных ограничений позволит увеличить количество специалистов, переехавших на работу в сельские медицинские организации из иного населенного пункта, однако значительного увеличения в связи с низкой мобильностью специалистов старшей возрастной группы не ожидается. Кроме того, переезд специалистов предпенсионного возраста приведет к увеличению количества случаев расторжения трудовых договоров с медицинскими организациями по уважительным причинам: в связи с выходом на пенсию, получением инвалидности.

С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи населению Алтайского края, проживающему в сельской местности, поэтапного устранения дефицита медицинских кадров, а также дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников с 2014 года в Алтайском крае действует региональная программа «Сельский фельдшер», в соответствии с которой единовременная компенсационная выплата в размере 500 тыс. руб. из бюджета Алтайского края предоставляется фельдшеру, прибывшему для работы в фельдшерско-акушерском пункте, который обязуется проработать по данному месту работы в течение пяти лет.

В 2014 году в рамках указанной программы единовременные компенсационные выплаты в размере 500 тыс. руб. из краевого бюджета получили 13 молодых фельдшеров, трудоустроившихся в фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в сельских населенных пунктах Алтайского края, в 2015 году - 30 специалистов.

В настоящее время вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» в котором на 2016 год продлено осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, увеличена доля софинансирования указанных выплат из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 60 процентов. Также необходимо отметить, что Алтайский край занимает первое место в СФО по итогам реализации программы «Земский доктор».

Что касается программы «Сельский фельдшер», то о её принятии в каре и первых итогах реализации было доложено на заседании Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в ходе проведения Дней Алтайского края в Совете Федерации.

Кроме того, с целью привлечения медицинских работников для работы в сельских населенных пунктах осуществляется большая работа по профессиональной ориентации школьников для привлечения их к обучению в медицинских образовательных организациях края. Большую работу в этом направлении ведет Барнаульский базовый медицинский колледж, который открывает новые специальности для обучения, разрабатывает соответствующие курсы и программы обучения программы. АГМУ также осуществляет данную деятельность, только здесь уже идет профориентация для работы непосредственно в медицинской организации.

ВЫСТУПИЛИ:

Якушев Н.Н. - задал вопрос о перетоках медицинских работников, которые участвуя в программе «Земский доктор», переезжают из одного сельского населенного пункта в другой, при этом в одном сельском населенном пункте штат медицинских работников укомплектовывается, а в другом создается дефицит кадров. Не повторится ли такая ситуация и в программе «Сельский фельдшер».

Ушанова В.В. - пояснила, что в программе «Сельский фельдшер» данные коллизии урегулированы.

Белкин В.П. - когда разрабатывалась программа «Земский доктор», преследовалась цель привлечь в отдаленные сельские населенные пункты медицинских работников. Но при реализации программы появились лазейки: медицинские работники, участвуя в программе, живут в городе, а на работу едут в село, поэтому от жителей сел поступают жалобы на то, что врач уезжает в город после работы, а в чрезвычайных случаях в селе медицинский работник отсутствует. Можно ли что-то с этим сделать?

Ушанова В.М. - изменить условия программы «Земский доктор» не возможно, так как их установил федеральный нормативный акт. Кроме того, врач не может работать круглосуточно, у него тоже есть распорядок рабочего дня. Сейчас решается вопрос о более эффективном использовании ресурсов скорой медицинской помощи. Есть пилотные проекты по организации данного вида помощи для обеспечения доступности и оказания неотложной медицинской помощи населению сельских территорий края.

Лазарев А.Ф. - отметил, что в настоящее время кадровый вопрос остается актуальным учитывая, что поколение врачей меняется, из профессии уходят доктора пенсионного возраста. Следовательно, необходимо покрыть медицинской помощью всю территорию края, в связи с этим расширяется сеть и происходит реорганизация службы скорой медицинской помощи для получения одинаковой медицинской помощи всем населением края. В настоящее время уже решен вопрос на федеральном уровне о повышении возраста участников программы до 50 лет. В этом решении есть и наша доля работы. При этом уровень софинансирования со стороны Федерации увеличилась до 60%. По малым городам вопрос стоит более остро, так как в юридической практике отсутствует понятие «малый город». Работа в этом направлении тоже ведется. По программе «Сельский фельдшер» необходимо регулировать потоки специалистов через организацию целевых направлений на обучение, а также при подписании соответствующих договоров, необходимо не допускать переезда из одного села в другое. В целом ситуация в Алтайском крае управляемая, обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом достаточная. Вопрос об обеспеченности медицинских организаций кадрами остается на контроле.

Якушев Н.Н. - предложил вернуться к рассмотрению вопроса в первом полугодии 2016 года.

РЕШИЛИ:

Информацию Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности принять к сведению. Вернуться к рассмотрению вопроса в 2016 году. Решение принято единогласно.

 

2. О Плане правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на первое полугодие 2016 года.

СЛУШАЛИ:

Лазарева Александра Федоровича - председателя комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке, который сообщил то том, что на первое полугодие 2016 года в комитета запланированы следующие мероприятия: принятие постановления «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2008 года № 382 «О Совете по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании», по мере необходимости принятие законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в сфере охраны здоровья граждан в Алтайском крае» (с соответствующим наименованием), подготовка и проведение заседания «круглого стола» по теме «Совершенствование целевого набора врачей и средних медицинских работников в медицинские организации Алтайского края и предоставление им целевых, муниципальных и иных льгот», расширенных заседаний комитета по вопросам «О ходе выполнения подпрограммы «Совершенствование оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года», утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 26.06.2013 № 331», «Об ограничении потребления табака в Алтайском крае», «О ходе выполнения подпрограммы 3 «Модернизация и диверсификация промышленности Алтайского края» на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-020 годы», утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 13.10.2014 № 467 (в части организации здорового питания населения Алтайского края)», «О ходе выполнения закона Алтайского края «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае», выездного расширенного заседания комитета по вопросу «О ходе выполнения подпрограммы «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» в           г. Рубцовск, по мере необходимости проведение заседания Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании.

ВЫСТУПИЛИ:

Лещенко В.А. - отметил, что был в Центральной городской больнице   г. Заринска, где был задан вопрос о том, почему законодателями было принято решение о предоставлении лицам категории «дети войны» льготы в виде внеочередного обращения за медицинской помощью в медицинской организации? Данная ситуация создает массу конфликтных ситуаций при одновременном обращении нескольких лиц, имеющих данную льготу.

Лазарев А.Ф. - пояснил, что вопрос действительно стоит очень остро, речь идет о доступности медицинской помощи в первичном поликлиническом звене, где наблюдается колоссальная перегрузка при посещении пациентами медицинских организаций. Один прием у узкого специалиста стоит от 300 до 450 рублей, а это дополнительные талоны, дополнительная нагрузка на врача и дополнительное финансирование. Поэтому нужно дополнительно изучить вопрос о необходимости предоставления указанной льготы данной категории лиц.

Якушев Н.Н. - поинтересовался почему в плане работы комитета не были учтены его предложения, касающиеся подготовки законодательной инициативы по внесению изменений в федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и обращения к Председателю Правительства Д.А. Медведеву, Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину и Министру здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой об урегулировании вопроса продажи аптечными организациями лекарственных средств - спиртовых настоек в потребительской упаковке, превышающей 25 мл (боярышник, перец, женьшень, пион и т.д.).

Лазарев А.Ф. - пояснил, что по указанным вопросам комитетом были направлены запросы в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности с просьбой высказать мнение по разработке указанных законодательной инициативы и обращения. Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности посчитало их разработку и принятие не целесообразными. Кроме того, Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности было отмечено, что в Правительстве РФ разрабатывается соответствующее постановление, которое призвано урегулировать вопрос об ограничении отпуска указанных в обращении настоек. Для внесения вопросов в план работы комитета необходимо предварительно прорабатывать необходимость рассмотрения поставленных вопросов.

Якушев Н.Н. - предложил рассмотреть вопрос о субсидировании государственных аптек при осуществлении ими своей деятельности.

Теплова И.Г. - поинтересовалась из средств какого бюджета должно осуществляться субсидирование деятельности государственных аптек?

Лазарев А.Ф.  - пояснил, что вопрос контроля за лекарственными средствами остается, сейчас стоит проблема обеспеченности аптек лекарственными препаратами, поэтому тему надо ставить шире. Может быть необходимо упростить процедуру реализации лекарственных средств ФАПами и т.д. при наличии лицензии на этот вид деятельности. Однако многие медицинские работники сами не желают брать на себя ответственность по реализации лекарственных препаратов. Это уже не предмет законодательного регулирования, а деятельности исполнительной власти.

РЕШИЛИ:

План работы комитета утвердить, поддержать принятие проекта постановления. Решение принято единогласно.

 

3. О проекте закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2016 год».

СЛУШАЛИ:

Ситникова Данила Геннадьевича - заместителя председателя комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, который сообщил о том, что в соответствии с Законом Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» проект краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период рассматривается Алтайским краевым Законодательным Собранием раздельно в двух чтениях. Принятый в первом чтении в ноябре проект закона «О краевом бюджете на 2016 год» доработан с учетом поправок, поступивших от фракций, комитетов и депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания.

При рассмотрении проекта закона о краевом бюджете во втором чтении утверждаются: постатейное распределение расходов; объем расходов на исполнение публичных нормативных обязательств; объем и распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам; показатели государственного долга.

В пакете документов и материалов к проекту закона представлен Свод предложений и поправок к проекту краевого бюджета с результатами рассмотрения, в том числе и предложения комитета по здравоохранению и науке. Предлагается принять проект закона во втором чтении.

ВЫСТУПИЛИ:

Теплова И.Г. - отметила, что в Алтайском крае есть 4 краевых реабилитационных центра для детей, в них работают педагогические работники (воспитатели), которые осуществляют те же функции, что и педагогические работники в дошкольных образовательных организациях. Поскольку в данные центры дети прибывают на срок от 5 и более недель, данные работники разрабатывают соответствующие образовательные программы и т. д., однако заработная плата у этих сотрудников да настоящего времени остается в разы меньше, чем у педагогических работников в дошкольных образовательных организациях. Можно ли как-то изменить ситуацию?

Ситников Д.Г. - пояснил, что в 2012 году произошло переплетение специалистов разных отраслей: медицинские работники работают в образовательных организациях, педагогические работники - в медицинских и т.д. В 2013 году при составлении «дорожных карт» по отраслям этих категорий специалистов в них действительно не было. В 2014 году при корректировке «дорожных карт» эти категории работников были учтены, но не в тех объемах которые указаны для педагогических работников в дошкольных образовательных организациях.

Белкин В.П. - отметил, что и в г. Рубцовске такая проблема тоже есть, поэтому к данной категории работников необходимо подойти внимательно.

Ситников Д.Г. - заверил, что проблему внимательно изучат и доработают.

Лещенко В.А. - отметил, что нормативные расходы и реальные расходы не адекватны затратам, растут тарифы и они не изменяются. Есть ли неиспользованные ресурсы в медицинских организация, которые могут быть направлены на собственные нужды, должны ли быть планы по доходам в каждой медицинской организации? Государство готовит специалистов, а они после основного рабочего дня, вместо отдыха идут работать в частные медицинские организации, которые решают свои частные вопросы при использовании ресурсов государства, поэтому необходимо регулировать план по доходам медицинских организаций и другие, связанные с этим проблемы.

Лазарев А.Ф. - дополнил, что тема является очень злободневной, бюджет в медицинской организации всегда был органичен, поэтому необходимо расширять использование хозрасчета, упорядоточить платежную систему и сделать платежи прозрачными. Доктор работает в частных структурах, и при этом назначает исследования в государственной медицинской организации по своему основному месту работы, при этом государственная медицинская организация обязана данные исследования провести. Данная ситуация в корне не верна и её необходимо менять.

Подводя итог необходимо отметить, что структура бюджета сохранена и сбалансирована, приоритеты обозначены, многие предложения комитета учтены, в том числе по детскому питанию и приобретению туберкулина и т.д.

РЕШИЛИ:

Поддержать принятие проекта закона во втором чтении. Решение принято единогласно.

 

 

Председательствующий                                                                     А.Ф. Лазарев

 

17/12/2015 12:30

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Декабрь 2015»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031