Новости и комментарии

Родись рыбка, большая и маленькая!

 Как возродить рыбохозяйственную отрасль Сибири?

Заядлых рыбаков на Алтае - тысячи: и рек у нас много, и рыбы в них тоже, казалось бы, достаточно. Тем не менее, сегодня активно обсуждается вопрос о развитии рыбохозяйственного комплекса. В том числе, этой теме было посвящено недавнее совещание в Новосибирске, в котором приняли участие заинтересованные стороны со всего Сибирского федерального округа.

По мнению организаторов совещания, в Сибири проблема упадка рыбохозяйственного комплекса и необходимость ее дополнительного законодательного регулирования действительно существует: внутренние резервы материально-технической базы, заложенные еще в 80-е годы, во многом исчерпали себя, а отечественные предприятия в большинстве случаев не могут эту базу обновить.

О деталях ситуации в рыбохозяйственной отрасли и результатах окружного совещания рассказал непосредственный участник встречи - председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию, член фракции «Единая Россия» Сергей Серов.

- Сергей Николаевич, как оценивается состояние рыбохозяйственного комплекса сегодня?

- Рыбохозяйственный комплекс играет значительную роль в поддержании продовольственной безопасности нашей страны, а Сибирский федеральный округ играет очень важную роль в выполнении данной задачи.

В то же время, за последние годы на смену крупным сельскохозяйственным и рыболовецким совхозам и колхозам пришли организации, с численностью работающих не больше четырех-пяти человек. К тому же эти предприятия не имеют необходимого технического оснащения, у них отсутствует необходимый для полноценной работы флот. По тем или иным причинам, они практически не приобретают оборудования и флот, даже по лизинговой системе, что еще более усугубляет ситуацию.

На сегодняшний день ни в одном субъекте СФО не осваиваются выделенные «Росрыболовством» квоты. Средний процент по округу составляет 60-70%. В Алтайском крае ситуация аналогична.

Президентом РФ Д.А. Медведевым утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», в которой прямо говорится о том, что необходимо увеличить темпы структурно-технологической модернизации рыбохозяйственного комплекса. Также в ней установлен жесткий ориентир, которого мы должны добиваться - достижение удельного веса отечественной рыбной продукции отметки в 80%.

- Выдвигали ли вы какие-то конкретные предложения для решения проблем рыбохозяйственного комплекса Сибири?

- Отечественные предприятия в силу объективных причин не могут обновить материально-техническую базу. Нам необходимо совершенствовать законодательство так, чтобы оно позволяло обеспечить поддержку и модернизацию всей рыбохозяйственной отрасли. Для этого нужно привлекать средства федерального и краевого бюджетов, средства «Росагролизинга».

Одна из предложенных мною мер касается внесения ряда актуальных изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Я считаю, что нужно закрепить использование долей квот добычи водных биоресурсов и рыбопромысловых участков в качестве предмета залога для получения кредитов. Водные биоресурсы, добытые в научно-исследовательских и контрольных целях не должны уничтожаться. Еще один важный пункт - предоставление права субъектам Российской Федерации разрабатывать и утверждать по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства правила любительского и спортивного лова для своего региона.

- Как планируется поддерживать экологическое здоровье водоемов? И планируется ли вообще?

- Этой теме также было уделено немало внимания. В настоящее время повсеместно на наших водоёмах широко используют сети из пластикового моноволокна (лески) китайского производства. При этом уровень браконьерства растёт благодаря эффективности орудий лова. Но это далеко не все: брошенные сети засоряют водоемы, препятствуют миграциям рыбы и водных животных, которые, попадая в них, погибают, что, плюс ко всему, загрязняет водоемы токсическими веществами.

Статья 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» запрещает ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов. Как показала практика, такая мера не является достаточной. Поэтому было решено запретить использование и продажу в оптовой и розничной торговой сети электроловильных и сетных орудий лова из лески, как это сделано при любительском и спортивном рыболовстве.

Не менее острой остается проблема продажи незаконно добытых водных биоресурсов. В торговых точках, продается не только рыба, выловленная в соответствии с выделенными квотами, но и та, что добыта незаконно, в том числе, с применением электротока. Администрации торговых точек не требуют от поставщиков подтверждения законности вылова биоресурсов. Полное отсутствие нормативно-правовой базы по обороту водных биоресурсов привело к тому, что рынок насыщен откровенно браконьерской рыбой. Скупка, переработка и сбыт незаконно добытых водных биоресурсов осуществляется практически открыто, существующим законодательством не регламентируется. В целях разрешения данной проблемы было решено рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству выйти с предложением в Правительство РФ об утверждении правил оборота водных биологических ресурсов.

Еще одним важным вопросом, требующим решения, является подход к формированию рыбопромысловых участков. Чтобы получить статус рыбопромыслового участка, нужно иметь в наличие промысловые запасов и вести промышленное рыболовство в течение 20 лет. Согласитесь, не каждый рыбохозяйственный водный объект, в силу различных причин, может быть таковым.

Необходимо изменить подход к формированию рыбопромысловых участков и осуществлению рыболовства на них, учитывая специфику внутренних водоемов. Загромождение рек гидротехническими сооружениями - основная проблема рыбного хозяйства на речных системах. На плотинах отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии рыбопропускные устройства, что препятствует прохождению рыбы к местам нереста, но ущерб рыбному хозяйству наносится и при эксплуатации водохранилищ, при несогласованных сбросах воды.

Существуют и другие сценарии последствий бесконтрольных сбросов водохранилищ. Постоянные колебания и изменения уровня водоемов приводят к гибели икры и выклюнувшейся личинки. В нашем регионе гидрологический режим зависит от уровня, регулируемого Новосибирской ГЭС. Из-за несогласованных действий энергетиков подрывается нерест на основных воспроизводственных участках края - Шелаболихинском и Каменском. От сбросов воды из Новосибирского водохранилища нередко наблюдается гибель рыб, а потери потомства достигают 40%. Поэтому необходимо законодательно закрепить, что эксплуатация гидротехнических сооружений должна осуществляться в обязательном порядке с учетом интересов рыбного хозяйства.

- Коснуться ли изменения механизма распределения квот на вылов?

- Анализ практики проведения конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка показал, что Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства требуют существенной доработки, поскольку не учитывают специфику рыболовства на внутренних водоемах.

К примеру, есть 60 муниципальных образований. Значит, пользователю необходимо иметь 60 рыбоперерабатывающих цехов. Кроме того, большая часть пользователей - это индивидуальные предприниматели, которые заняты делом, платят налоги, поставляют свежую рыбу на крупные рынки и мелкие торговые точки в населенных пунктах, где именно свежая недорогая рыба наиболее востребована. Такими схемами хозяйствования, в какой-то мере, решаются социальные вопросы, наиболее остро стоящие в сельской местности. Условиями конкурса, требованиями к претендентам мы лишаем одних - работы, других - свежих, а главное - недорогих продуктов питания.

Кроме того, необходимо сказать о самих требованиях. Правила проведения конкурса в той редакции, которая существует в настоящее время, не выполнимы. Органы статистики и налоговые службы требуемых данных не предоставляют, ссылаясь на то, что таких форм и справок не существует.

В ближайшие два года нам нужно очень постараться, чтобы принять нормативные правовые акты, которые завершат формирование необходимой законодательной базы. Это возможно при консолидации усилий исполнительной и законодательной власти, а также общественных отраслевых организаций, представляющих рыбацкую общественность.

Справка

За минувший 2010-й год улов рыбы в Сибирском Федеральном Округе составил 16 073,5 тонн, из них 986 тонн - в Алтайском крае.

 

Дмитрий Черских

Опубликовано в газете "Алтайская правда" № 80-81от 29-го марта.

 

29/03/2011 17:09

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Март 2011»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031