Новости и комментарии

Общественность – на борьбу с коррупцией

Истребить коррупцию без четкой гражданской позиции невозможно, - к такому выводу пришли участники Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания РФ с законодательными органами государственной власти субъектов РФ.

Темой проведения Совета Законодателей стал «Общественный контроль в сфере противодействия коррупции и его законодательное обеспечение на федеральном и региональном уровнях».

Руководители представительных органов субъектов Российской Федерации поделились опытом и разработали общие рекомендации по совершенствованию федерального законодательства. От Алтайского края выступил спикер Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор.

Он отметил, что в рамках исполнения поручения Президента РФ Дмитрия Медведева в Алтайском крае принято соответствующее антикоррупционное законодательство и наработана определенная практика. Речь тогда шла, в том числе и о законодательном закреплении системы контроля в стране - государственного, общественного и парламентского.

На сегодняшний день в Алтайском крае сложилась система антикоррупционного законодательства, в которой, в том числе, нашли отражение вопросы общественного контроля в сфере противодействия коррупции.

Прежде всего, практикуется активное привлечение общественности к работе различных межведомственных органов, совещательных и консультативных органов, рабочих групп. Так, в Алтайском краевом Законодательном Собрании уже третий год действует рабочая группа по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края и проектов нормативных правовых актов. В ее состав наравне с представителями органов власти включены члены Общественной палаты Алтайского края, ученые и специалисты научных и образовательных учреждений.

Второе направление - это независимая антикоррупционная экспертиза, центральным звеном которой является Общественная палата Алтайского края.

Согласно краевому закону «О противодействии коррупции в Алтайском крае» Общественная палата Алтайского края, иные институты гражданского общества и граждане проводят независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов.

Краевым законом «Об Общественной палате» предусмотрено, что для проведения общественной экспертизы в Палату направляются в обязательном порядке проекты законов по вопросам социальной политики и обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

«На практике мы направляем общественникам значительно более широкий круг законопроектов. Члены палаты участвуют в сессиях краевого парламента, заседаниях всех постоянных комитетов, в публичных слушаниях. Всего в данной работе участвует более 30 общественных формирований», - отметил в своем выступлении Иван Лоор.

Отдельной главой в краевом законе выделена поддержка общественных инициатив, направленных на противодействие коррупции.

Например, в прошлом году при поддержке краевых властей проведен обучающий семинар для представителей некоммерческих организаций с обзором современного антикоррупционного законодательства и обсуждением роли некоммерческого сектора в формировании стандартов антикоррупционного поведения в обществе. Ряд организаций, реализующих общественные антикоррупционные инициативы, выиграли гранты Губернатора Алтайского края (например, в 2010 году поддержку получили три таких проекта).

Одним из путей привлечения общественности к экспертизе является также размещение некоторых значимых законопроектов на сайте краевого парламента. И, кстати, в таком формате обсуждался и краевой закон «О противодействии коррупции в Алтайском крае».

Иван Лоор отметил, что именно развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции является одной из основных мер по профилактике коррупции. И работа в этом направлении будет в дальнейшем продолжена.

Кроме того, спикер краевого парламента обратил внимание на некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться в вопросах общественного контроля сфере противодействия коррупции. Прежде всего, они связаны с пробелами антикоррупционного законодательства в этой области.

В частности, было отмечено, что:

- нет единого законодательного акта, регулирующего вопросы общественного контроля в этой сфере;

- на законодательном уровне не определены понятия независимой антикоррупционной экспертизы, не установлены сроки для проведения экспертизы;

- не разработана примерная методика проведения независимой антикоррупционной экспертизы, что условжняет работу общественников;

- не установлен механизм отбора для проведения общественной экспертизы действующих нормативных актов.

Некоторые из подобных вопросов можно попытаться разрешить в региональном законодательстве. Но, думаю, было бы правильнее, если бы общие подходы по организации общественного контроля в сфере противодействия коррупции установил федеральный законодатель.

По итогам видеоконференции было принято Решение:

1. Рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) разработать проект федерального закона об общественном контроле в сфере противодействия коррупции;

2) обеспечить трансляцию на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сети Интернет мероприятий, проводимых палатой по вопросам реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

1) разработать механизмы участия институтов гражданского общества и граждан в общественной экспертизе проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции;

2) рассмотреть возможность финансирования научных разработок в сфере противодействия коррупции, а также проведения конференций и семинаров, в том числе с привлечением иностранных специалистов, с целью выработки единой стратегии в этой сфере.

3. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации размещать на своих сайтах в сети Интернет информацию о результатах антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в том числе проведенных независимыми общественными экспертами.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) завершить работу по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

2) разработать систему мер, обеспечивающую эффективное участие институтов гражданского общества и граждан в сфере противодействия коррупции;

3) завершить работу по созданию общественных палат субъектов Российской Федерации.

5. Рекомендовать Общественной палате Российской Федерации, общественным палатам субъектов Российской Федерации продолжить работу по привлечению институтов гражданского общества и граждан к проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления на предмет выявления в них коррупциогенных факторов.

6.Предложить средствам массовой информации:

1)осуществлять пропаганду в сфере противодействия коррупции путем:

широкого обсуждения проектов актов законодательства и правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции;

опубликования информации о коррупциогенных факторах, выявленных в ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

формирования у граждан навыков антикоррупционного поведения, стойкого неприятия коррупции в обществе;

2)не допускать публикацию недостоверной и неподтвержденной информации о коррупционных проявлениях в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц.

 

13/05/2011 16:17

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Май 2011»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031