Новости и комментарии

Накануне проведения Дней Алтайского края в Государственной Думе РФ

Дни Алтайского края в Государственной Думе РФ проводятся для того, чтобы презентовать на федеральном уровне социально-экономический потенциал и инвестиционную привлекательность нашего региона, а также укрепить взаимодействие законодательных органов.

В рамках официальной программы запланирована встреча делегации края с Председателем Государственной Думы, участие в пленарном заседании, а также проведение ряда круглых столов в комитетах Государственной думы. Представители профильных комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания планируют обсудить важные для нашего региона аспекты федерального и краевого законодательства. В частности, председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению Стелла Штань намерена поставить на федеральном уровне вопрос о зачислении налогов в местный бюджет и отчислениям от федеральных и региональных налогов.

«Местных налогов всего два - это земельный налог и налог на имущество физических лиц. Особого наполнения муниципальному бюджету эти налоги не приносят. При этом большое количество земли выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности (земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.), что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога, а выпадающие доходы не компенсируются.

Недостаточное финансирование местного самоуправления противоречит положениям статьи 12 Конституции Российской Федерации. Большую долю доходной налоговой части местного бюджета составляют отчисления по установленным нормативам от федеральных и, по усмотрению субъекта РФ, от региональных налогов. Местные бюджеты полностью зависят от финансовой помощи, и никакой самостоятельности при таких условиях быть не может. Такая схема не стимулирует муниципалитеты к развитию собственной экономики, расширению налогооблагаемой базы.

Кроме того, в структуре финансовой помощи местным бюджетам все большее значение приобретают не дотации, направления расходования которых определяются самими муниципалитетами, а субсидии, т.е. долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект Федерации считает необходимыми. Негативным моментом также является то, что финансовая помощь зачастую перечисляется в местные бюджеты в виде субсидий из федерального бюджета в середине, или вообще в конце финансового года, и данные средства не могут быть освоены муниципалитетами в текущем году (профицит местных бюджетов).

Что же касается неналоговых доходов местного бюджета, то и здесь возможности муниципалитетов очень ограничены. К таким доходам закон относит доходы муниципалитета от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, от продажи имущества, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (например, поликлиниками), штрафов, компенсаций и др. При этом муниципалитеты не могут владеть любым имуществом, благодаря которому они бы извлекали доходы в бюджет. Объекты муниципального имущества привязаны к вопросам местного значения, сформулированным в законе. Большую часть доходов бюджета от неналоговых поступлений сегодня составляют доходы от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества, но этот ресурс иссякнет, когда продавать будет нечего.

Муниципалитеты нагружены полномочиями по решению вопросов местного значения, которые нередко носят не местный, а именно государственный характер, постоянно прибавляются другие полномочия, вносятся дополнения в закон о местном самоуправлении и отраслевые законы. При этом многие из таких полномочий называются не обязательными для муниципалитетов. Очевидно, увеличение объема полномочий муниципалитетов не сопровождается одновременным увеличением доходов местных бюджетов, как это предусмотрено законодательством.

Однако, у муниципалитетов просто не было и нет иного выхода, как брать на себя выполнение этих полномочий за счет собственных, и без того недостаточных, доходов. Среди таких полномочий, которые по своей сути и не государственные, и не местные: учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласование переустройства и перепланировок жилых помещений, регистрация граждан по месту жительства, снос аварийных жилых домов, постановка на учет бесхозяйных объектов и многие другие вопросы, весьма затратные, но необходимые населению.

Сегодня в Алтайском крае подавляющее большинство муниципальных образований - дотационные. В наихудшем положении оказались городские и сельские поселения, которые попадают в зависимость еще и от муниципальных районов в части финансирования», - комментирует Стелла Штань.

Еще один момент, на который указывает комитет АКЗС по местному самоуправлению - необходимость регулирования особенностей организации органов местного самоуправления поселения и муниципального района, установленных частью 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, в части бюджетных полномочий. Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 315-ФЗ (далее - Федерального закона № 131-ФЗ) уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрена возможность образования местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

На сегодняшний день практическая реализация указанных норм возможна лишь после внесения в Бюджетный кодекс Российской Федерации соответствующих изменений.

Кроме того, Стелла Штань намерена обратиться к профильному комитету Государственной Думы с просьбой высказать позицию на предмет соответствия требованиям части 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» некоторых подходов.

«Например, в муниципальном образовании полномочия избранного населением главы муниципалитета, возглавляющего местную администрацию, истекают в марте, а представительного органа - в октябре 2012 года. При этом изменения в Устав муниципального образования об избрании главы муниципалитета из числа депутатов и назначении главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса, уже внесены.

В таких обстоятельствах возникают сразу несколько вопросов: после прекращения полномочий избранного населением главы и избрания нового главы муниципального образования из действующего состава депутатского корпуса, конкурс на замещение должности главы местной администрации не назначать и не проводить до октября (в этом случае исполняющим обязанности главы местной администрации может быть назначен один из заместителей) с тем, чтобы такой конкурс был назначен представительным органом нового созыва; в случае назначения и проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации заключить контракт с его победителем на 2,5 или 3 года?

Необходима также информация о практике реализации приведённых выше норм Федерального закона в иных субъектах Российской Федерации», - отметила Стелла Штань.

Помимо этих вопросов, комитет обратится к своим федеральным коллегам с предложением разработать иной порядок введения и использования средств самообложения граждан, не требующий принятия решения на местном референдуме, попросит дать разъяснения по вопросам практики применения пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также определить, к чьим полномочиям относятся полномочия по устройству, поддержанию надлежащего санитарного состояния и оборудованию скотомогильников (биотермических ям) и полей фильтрации.

Особой строкой выделена проблема по организации доставки тел одиноко проживавших, неопознанных, не имеющих родственников и без определенного жительства граждан для проведения патолого-анатомических исследований тел. В настоящее время этим занимаются органы местного самоуправления. Федеральным законодательством данный вопрос остается не урегулированным. На органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанности по доставке тел для указанных целей также не возложены.

Комитет АКЗС по местному самоуправлению полагает, что указанная проблема является неединичной и с 1 января 2008 года вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления или органов государственной власти, не могут исполняться органами местного самоуправления за счет собственных средств, поскольку финансирование указанных вопросов в сложившейся ситуации будет являться нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В связи с этим рядом вопросов, алтайские депутаты предложат федеральным парламентариям провести мониторинг полномочий, осуществляемых в настоящее время органами местного самоуправления, которые не отнесены к компетенции органов местного самоуправления и государственных органов, в целях решения вопроса об их дальнейшем финансировании.

Для дальнейшей проработки прозвучит и инициатива о разрешении органам местного самоуправления, путем внесения изменений в федеральное законодательство, использование печатей с изображением Государственного герба РФ во всех случаях. На сегодняшний день, в соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Статья 3 указанного Закона также не разрешает использовать государственный герб на бланках документов органов местного самоуправления.

Поэтому органы местного самоуправления сейчас не вправе использовать печать с изображением государственного герба Российской Федерации, за исключением действий по регистрации актов гражданского состояния и ведение военного учёта (государственные полномочия Российской Федерации).

Помимо этих вопросов, участники Дней Алтайского края в Государственной Думе обсудят проблемы экономики, налогообложения, экологии, сельского хозяйства, в том числе законодательной инициативы «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации».

20/09/2011 15:34

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Сентябрь 2011»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930