Новости и комментарии
Стратегия развития Алтайского края – перспективы роста
Иван Лоор выступил модератором на одной из секций научно-практической конференции «Преобразование Сибири: от реформ Столыпина до современности».
Как отметил Иван Лоор, наша конференция стала событием в научной и общественной жизни страны. Этому способствует высокий уровень представительства участников: как ученых, так и руководителей различного ранга.
«То, что интерес к конференции растёт, подтверждается присутствием на нашей секции человека, который очень хорошо знает Стратегию развития Сибири и реально работает над ее воплощением. Это - Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Виктор Александрович Толоконский. Виктора Александровича мы все знаем как настоящего сибиряка и как давнего друга Алтайского края. В работе секции принимают участие представители федерального парламента, ученые алтайских и российских вузов, руководители краевых органов власти, главы районов, руководители сельскохозяйственных и промышленных предприятий», - сказал Иван Лоор.
Как отметил спикер, со столыпинской реформой у нас сегодня есть не только определенные сходства, но и одно принципиальное отличие: «Реформы Столыпина протекали в условиях жесткого противостояния в обществе. А мы сегодня находимся в абсолютно другой ситуации. В стране достигнута политическая и экономическая стабильность, определены долгосрочные ориентиры развития. Это дает нам возможность на уровне региона разработать четкую и долговременную стратегию действий и планомерно ее реализовывать.
Мы сегодня на примере проекта обновленной Стратегии развития Алтайского края хотим обсудить механизмы стратегического планирования, выявить факторы, которые будут способствовать или, напротив, мешать достижению поставленных в стратегии целей».
Доклад председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания Ивана Лоора на научно-практической конференции «Преобразование Сибири: от реформ Столыпина до современности».
Стратегия развития Алтайского края - перспективы роста
«Уважаемые коллеги! Я, прежде всего, напомню, что стратегия развития края на период до 2025 года была разработана и одобрена в 2007 году. Однако, очевидно, что за пятилетний период ее реализации произошли существенные изменения в экономическом развитии региона и страны в целом, а также в методологии планирования.
В настоящее время стратегия развития Алтайского края актуализирована Главным управлением экономики и инвестиций. При ее доработке учтены замечания, поступившие от разных заинтересованных структур, в том числе от Представителя Президента в Сибирском федеральном округе. Мы планируем рассмотреть ее на одной из предстоящих сессий краевого Законодательного Собрания в этом году.
Позвольте представить ключевые моменты этой стратегии.
Это: 1) обеспечение динамичного роста аграрного и промышленного комплексов, повышение их конкурентоспособности;
2) повышение уровня инновационности экономики края;
3) создание туристско-рекреационного комплекса международного значения;
4) развитие инфраструктуры.
Очень коротко остановлюсь на перечисленных приоритетных направлениях.
Для повышения инновационности экономики необходимо, прежде всего, распространение наукоемких технологий в секторах экономики, относящихся к старым технологическим укладам. Это сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительство, лесообработка, инфраструктура.
Убежден, что только инновационная экономика позволит краю удержать свои позиции в условиях вступления России в ВТО и обострения конкуренции на продовольственном рынке. И мы уже сегодня видим, что сельское хозяйство становится одним из центров инновационной активности края.
Безусловно, на показатели сельского хозяйства в России, а особенно в Сибири, всегда будет действовать ключевой фактор - климат. Я приведу слова академика Вавилова: «В нашей стране для формирования величины урожайности определяющим фактором остаются погодные условия. Они сильнее экономики, сильнее техники»
С этим утверждением, что называется, не поспоришь. Но снизить зависимость от неблагоприятных погодных условий вполне реально. И сегодня у нас в каждой природной климатической зоне есть передовые хозяйства, которые убедительно доказывают, что даже в неблагоприятных погодных условиях можно добиваться весомых результатов.
Даже в этом году вполне достойно сработали хозяйства братьев Кожановых (Михайловский район, Западно-Кулундинская зона), Павла Яковлевича Бейфорта (Салаирская зона, Целинный район), Николая Ивановича Апасова (Приобская зона, Усть-Пристанский район), Александра Васильевича Гукова (Ключевский район, Западно-Кулундинская зона) и многие другие.
Залог их успеха - постоянное внедрение новой техники и привлечение аграрной науки. Благодаря этому они даже в засуху получают гарантированный урожай. Такие хозяйства можно рассматривать как базовые для разработки и широкого внедрения инновационных систем земледелия в крае.
Второе приоритетное направление - обеспечение качественно нового уровня конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов. Сельскохозяйственное производство, а вместе с ним и пищевая промышленность и дальше будут оставаться ведущими сферами деятельности региона. Это определяется имеющимся природным потенциалом и укладом жизни населения. Но при существующем уровне производительности и эффективности нам сложно будет удержаться на межрегиональном и международном рынках. Особенно это актуально с учетом вступления России в ВТО.
И 7-летний период адаптации сельского хозяйства к требованиям ВТО (а по большинству отраслей он меньше), не должен давать нам оснований для расслабления. Время пролетит очень быстро, и проблема недостаточной эффективности нашего АПК сама собой не решится. И мы должны умело применить весь арсенал разрешенных мер господдержки в рамках «желтой» и «зеленой» корзин.
На многих наших предприятиях мукомольной промышленности издержки на единицу продукции уже полностью соответствуют европейскому уровню. И для того, чтобы стимулировать развитие перерабатывающей промышленности, необходимо расширять рынки сбыта.
Здесь, кстати, мы сталкиваемся с проблемой, которая была характерна и для столыпинской эпохи - высокие тарифы на железнодорожные перевозки. Как вы помните, в начале века действовал дискриминационный тариф, который сдерживал экспорт сибирского зерна, защищая интересы помещиков в европейской части. А сегодня тарифы не позволяют нам расширить сбыт зерна и особенно муки на рынках Дальнего Востока и стран АТР. Поэтому я бы предложил в рекомендациях секции отразить наше обращение к федеральному руководству об установлении на постоянной основе понижающего коэффициента 0,3 на перевозку зерна и продуктов его переработки из Сибирского федерального округа с применением его с 1-го километра пути. Пользуясь возможностью, я хочу в этой аудитории поблагодарить Виктора Александровича за постоянную помощь в решении этого вопроса на федеральном уровне.
Сегодня в крае создаются крупные аграрные предприятия, применяющие самые прогрессивные мировые технологии. Это такие предприятия как ЗАО «Алтайский бройлер», крупнейший за Ураломмолочный комплекс в Ключевском районе, свинокомплекс компании «Алтаймясопром», о котором вчера рассказывал в своем докладе Александр Богданович Карлин.
И я убежден, что мы должны поддерживать именно такие современные предприятия. Мы не можем распылять средства, поддерживая затратные, неэффективные и экологически вредные проекты в АПК, да и в других отраслях. Давайте будем откровенны: ведь и молочная, и мясная отрасли в России находятся в зоне риска в силу снижения ввозных пошлин по условиям ВТО. Поэтому мы обречены на постоянное внедрение новых технологий. Если мы этого не сделаем, это сделают другие, но уже не на нашей территории.
Успешная модернизация в АПК края не концентрируется только в нескольких точках, а охватывает уже сотни хозяйств. Александр Богданович вчера уже называл в докладе сумму, на которую крестьяне приобрели новой техники. И здесь я не могу не затронуть еще один момент. Внедрение новых технологических комплексов приведет к сокращению числа технологических операций, к высвобождению низкоквалифицированной рабочей силы. Поэтому в стратегии отражены вопросы стимулирования занятости сельского населения.
Говоря о самозанятости сельского населения, мы не должны забывать о развитии закупочной, сбытовой, кредитной кооперации. Без этого невозможно повысить товарность ЛПХ. Тем более, что в условиях ВТО сбыт необработанного молока и туш скота домашнего забоя будет ограничен.
Кроме того, у нас принята соответствующая программа по сельскому туризму, и уже есть некоторые результаты. В качестве конечной цели к 2025 году мы планируем довести вклад региона в общероссийский объемы производства сельскохозяйственной продукции по растениеводству до 5%, по животноводству - до 5,5%.Для сравнения - в настоящее время доля Алтайского края в сельском хозяйстве России составляет порядка 3% (2010 г. - 3,2%, 2011 год - 2,7%), соответственно в растениеводстве - 2,5%, в животноводстве - более 3%.
Убежден, что с учетом коренной модернизации сельского хозяйства такой рост реален. Биологический потенциал алтайской пашни позволяет производить 7 миллионов тонн зерна при благоприятных погодных условиях. А за счет применения новейших технологий можно достичь 7-миллионного урожая и в средние по урожайности годы.
Развитие сельского хозяйства должно корреспондировать и с ростом производства в пищевой и перерабатывающей промышленности. Объемы производства пищевых продуктов на основе алтайского сырья должны увеличиться в 1,8 раза.
Если говорить о промышленности, то особое значимыми остаются отрасли машиностроения, фармацевтики, деревообработки и стройиндустрии. Отраслью специализации алтайской промышленности долгие годы было сельскохозяйственное машиностроение. Сегодня эта отрасль постепенно возрождается на новой технологической основе. Речь идет о новых агрегатах, работающих по технологии «ноу-тилл», о налаживании сборки комбайнов и тракторов. И хотя масштабы аграрного машиностроения в крае пока несопоставимы с дореформенным периодом, мы на примере того же рубцовского завода РЗЗ (группа компаний «АлМаз») видим, что предприятия этой отрасли могут быть вполне успешными и конкурентоспособными.
А рынок сбыта для продукции алтайского сельскохозяйственного машиностроения достаточно велик - это и собственный рынок края, и соседние регионы (Омская, Новосибирская, Красноярский), и сопредельные территории Казахстана и Средней Азии.
Очень хорошие рыночные перспективы имеет фармацевтическая промышленность, которая на сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей региона. При этом биофармацевтика позволит более эффективно задействовать наши значительные ресурсы растительного сырья, обеспечить глубокую переработку сельхозпродукции.
Третье стратегическое для края направление - развитие туризма. На сегодняшний день одной из главных проблем туркомплекса Алтая является его сезонный характер. В стратегии поставлена задача создания всесезонного туристического комплекса международного уровня.
Добиться этого можно за счет развития сразу несколько видов туризма: рекреационного, культурно-познавательного, делового, экстремального, лечебно-оздоровительного, детского, рыболовно-охотничьего, экологического, а также сельского туризма.
Необходимо создать успешные туристические кластеры не только в предгорье, но и в степных районах, а также в пригородных зонах.
Стратегией предполагается, что к 2025 году Алтайский край может претендовать на 2,5% туристического потока в России, что составит более 3 млн. туристов в год, то есть примерно в 2,5 раза больше, чем сегодня. Четвертое стратегическое направление - развитие современной инфраструктуры.
Среди основные задач по улучшению инфраструктуры я бы выделил следующие:
- повышение качества коммунальной инфраструктуры,
-дальнейшая газификация,
- увеличение объемов жилищного строительства.
Особого внимания требует развитие транспортного комплекса, причем не автодорожного хозяйства и железнодорожных дорог, но и сети аэропортов, а также восстановление грузового и пассажирского судоходства.
Уважаемые коллеги! Опыт успешных преобразований в нашей истории показывает, что Алтайскому краю есть на что опираться, и от чего отталкиваться. Я убежден, что у Алтайского края в контексте развития Сибири есть уникальные возможности. Прежде всего, это меньшая острота проблем, характерных для сибирских регионов (неблагоприятный климат, территориальная разобщенность и проч.) Это и близость к крупным рынкам сбыта (на расстоянии до 1000 километров от границ края проживает подавляющая часть жителей Сибири). Это очень значительный, но до конца не используемый природно-ресурсный потенциал. Это стратегическое географическое и геополитическое положение края на пути к рынкам Казахстана, Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона. Это то самое «восточное измерение», которое вынесено в название нашей секции. Поэтому я надеюсь, что реализация поставленных в Стратегии задач позволит вновь, как в Столыпинскую эпоху, сделать Алтайский край главным полюсом развития экономики Сибири».
16/09/2012 13:01
Подписка на новости |
Календарь
|