Новости и комментарии
Иван Лоор: Аграрии всей страны возлагают большие надежды на поддержку государства
Иван Лоор выступил на пленарном заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия РФ во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе «О мерах по адаптации экономики регионов Российской Федерации к условиям ВТО в сфере агропромышленного комплекса». Масштабное мероприятие проходит в Пятигорске.
Кроме этого председатель АКЗС выступил на круглом столе "Проблемы развития агропромышленного комплекса в условиях членства РФ в ВТО и участия в Таможенном союзе». Как пояснил Иван Лоор, обсуждение темы и на пленарном заседании, и в рамках круглого стола, получилось живым, неофциальным и откровенным. Предсатвители регионов - губернаторы, председатели представительных органов говорили о тех проблемах, которые волнуют крестьян, предлагали конкретные пути решения озвученных проблем.
Напомним, в совещании участвуют спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Временной комиссии СФ Ильяс Умаханов, Министр сельского хозяйства России Николай Федоров, представители руководства Министерства регионального развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, а также экспертного сообщества и профессиональных союзов, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров и Председатель ее Народного Собрания Мухарбек Дидигов, Глава Кабардино-Балкарской Республики Арсен Канокови заместитель председателя Парламента Республики Натби Бозиев, Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов, Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики Александр Иванов, Председатель Парламента Республики Северная Осетия - Алания Алексей Мачнев, Председатель Парламента Чеченской Республики Дукуваха Абдурахманов, Председатель Думы Ставропольского края Юрий Белый, Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Владимир Нарожный, Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов, Председатель Думы Астраханской областиАлександр Клыканов, Председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов.
Текст выступления И.И. Лоора:
- Я выступаю сегодня не только как представитель агропромышленных регионов далекой Сибири, но и как председатель комиссии Совета Законодателей Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии. Кстати, в составе комиссии больше трети - представители Юга России, что неслучайно, учитывая роль южных регионов в аграрной экономике страны.
Вступление России в ВТО состоялось в условиях высокой зависимости нашей страны от импорта продовольствия. И не секрет, что сразу после вступления в ВТО, в сентябре-декабре прошлого года, импорт продовольствия ощутимо вырос.
И в этом году продолжается активная экспансия зарубежного продовольствия, что особенно заметно по молочным продуктам. А в целом в прошлом году объем импорта продовольствия в Россию составил 40 миллиардов долларов США.Это в 9 раз больше, чем прошлогодний объем поддержки АПК из федерального бюджета. Именно поэтому аграрии всей страны возлагают большие надежды на поддержку государства для адаптации к условиям ВТО.
Мы благодарны руководству страны, а также лично Николаю Федорову и Геннадию Горбунову за оперативно принятое решение об увеличении финансирования сельского хозяйства на 42 миллиарда рублей. Но дополнительная финансовая поддержка АПК не должна быть разовой экстренной акцией. Эти суммы нужно включить в Госпрограмму на среднесрочный период, чтобы крестьяне могли заранее просчитывать перспективы своей работы. Кстати, дополнительные средства до сих пор не поступили крестьянам, хотя здесь, в южных регионах, уже во всю идёт уборочная кампания. Тем более, мы знаем, что по соглашению о вступлении в ВТО объем господдержки на 2013 год в рамках «желтой корзины» был ограничен уровнем 9 миллиардов долларов. А фактическое финансирование мероприятий «желтой корзины» даже с учетом дополнительно выделенных средств составит порядка 5 миллиардов долларов. И значит, резервы для роста господдержки у нас есть.
В новой аграрной политике есть немало плюсов. Минсельхоз успешно работает с субъектами Федерации по финансированию экономически значимых программ по развитию сельского хозяйства регионов. Но при поддержке той или иной хорошей и нужной программы общий объем средств никак не увеличивается. Те же несвязанные выплаты на гектар - это очень существенная и удобная для крестьян форма поддержки. Но эффективность этих выплат снижается из-за роста цен на горючее и минеральные удобрения. Могу сказать, что по Сибири рост расходов на ГСМ и минудобрения с учетом отмены скидок сопоставим со всей суммой несвязанных выплат. В целом по стране они оказались около 200 рублей на гектар, с учетом дополнительно выделенных 10 миллиардах составят порядка 330 рублей. Но по мнению, например, аграриев Сибири эти выплаты должны составлять порядка 2 тысяч рублей на гектар. Естественно, климатические условия в стране разные, но и в южных регионах есть вопросы по размеру выплат. Для сравнения - в одной из самых бедных стран Евросоюза - Румынии - выплаты на гектар составят, если перевести в рубли, 5 тысяч рублей. А Румыния как раз находится на широте Кубани и Ставрополья. А в богатых европейских странах суммы доходят и до 18 тысяч рублей на гектар.
И раз уж мы заговорили о Европе, то напомню, что в странах ЕС аграрный сектор формирует менее 2% ВВП (1,7%), но на его поддержку из бюджета Евросоюза выделяется до 40% расходов. И если в условиях ВТО во всех странах равные условия для конкуренции, то и меры поддержки должны быть хотя бы сопоставимы.
Еще вопросы и по механизму выделения субсидий на 1 литр молока. Да, бороться за качество молока надо, но не вполне оправдано, что через 2 года субсидия будет выплачиваться только на молоко высшего сорта. Как представитель региона, где производится каждая шестая тонна сыра в стране, могу ответственно сказать, что сами переработчики не нуждаются в таком количестве молока высшего сорта.
Отдельный вопрос касается поддержки товарного производства в личных подсобных хозяйствах. Рано или поздно в условиях ВТО будет ограничен подворный забой и закуп молока с подворий. Это особенно актуально для Южного, Северо-Кавказского, Сибирского федеральных округов, где доля ЛПХ в структуре животноводческой продукции заметно выше, чем по России. Эти цифры приведены на слайдах. А мы все понимаем, что сегодня и в среднесрочной перспективе ЛПХ это не только инструмент самозанятости, но и важнейший источник доходов сельского населения. Поэтому необходимо сделать акцент на тех мерах, которые позволят сделать сектор ЛПХ более цивилизованным.
Еще один момент - необходимо в рамках Госпрограммы предусмотреть дополнительные меры стимулирования производства экологически чистой продукции, так называемого органического сельского хозяйства. В регионах Кавказа для этого есть огромный потенциал. Это не только вклад в здоровье нашей нации, но и возможность выхода на рынки развитых стран, где такая продукция пользуется большим спросом.
Далее. При вступлении России в ВТО говорилось, что ограничения по «желтой» корзине должны быть компенсированы ростом «зеленой корзины». И поэтому хотелось бы эти увеличения увидеть.
Считаю, что есть необходимость увеличить финансирование программ по строительству жилья, развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности. Еще одна тема - восстановление и модернизация систем орошения, она актуальна и для южных регионов, и для сибиряков.
И задача, которая стоит перед всеми нами, - сохранить сам сельский уклад, сельскую культуру (а ведь село всегда было хранителем духовных ценностей народов России). И без существенного увеличения поддержки социального развития сельских территорий мы не переломим негативную демографическую ситуацию. После переписи 1989 года с карты России уже исчезло порядка 9 тысяч сельских населенных пунктов. А еще на 10 тысяч выросло число деревень без населения.
Уважаемые коллеги! Позвольте напомнить цитату из прошлогоднего Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, приведу ее дословно: «В ближайшие четыре-пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания». Задача непростая. Сегодня нам еще рано говорить о достижении тех критериев, которые установлены в Доктрине продовольственной безопасности. Тем не менее, поставленная Президентом задача выполнима. Но для этого потребуется не только существенное увеличение государственной поддержки, но и концентрация, аккумулирование ресурсов в прорывных точках роста.
Сегодня более четверти пашни в стране и более четверти всего валового объема продукции сельского хозяйства России приходится на долю всего 7-8 регионов страны. Однако эти крупнейшие аграрные регионы страны никак не выделяются в механизме федеральной государственной поддержки. Более того, регионы агропромышленной специализации получают меньше налоговых поступлений от сельской экономики, но вынуждены нести большие расходы на содержание сельской инфраструктуры.
В Совете Федерации на протяжении 3-х лет велась работа над проектом федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях», внесенного в свое время Алтайским краем. В качестве критериев для выделения особо значимых аграрных территорий в законопроекте предложены три: доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте не менее 8%, доля сельского населения не менее 30%, и площадь пашни не менее 3 миллионов гектар. По предварительным расчетам, этим критериям соответствует порядка восьми-девяти регионов страны, в том числе Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская области и ряд других. Могут быть рассмотрены и другие дополнительные критерии. При этом те механизмы, которые были предложены в этом проекте, не противоречат требованиям ВТО и относятся преимущественно к «зеленой корзине».
Мы надеемся, что верхняя палата вновь вернется к рассмотрению вопроса об особо значимых аграрных территориями. Уверен, что вложения в сельское хозяйство регионов дадут быструю отдачу и позволят добиться продовольственной независимости России.
Завершая свое выступление, Иван Лоор обратился к Валентине Матвиенко с просьбой направить соответствующий законопроект в профильный комитет Совета Федерации для работы в рамках механизма консолидированной законодательной инициативы.
03/07/2013 09:28
Подписка на новости |
Календарь
|