Новости и комментарии
По итогам визита
Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская дала интервью для газеты «Алтайская правда». На нашем сайте - полная версия разговора.
- Оксана Витальевна, вы прибыли в Барнаул всего на один день. Какова цель вашего визита?
- Мы приехали небольшой делегацией, в составе которой, кроме меня, еще заместитель председателя Законодательной Думы Томской области, председатель бюджетно-финансового комитета Александр Куприянец и управляющий делами Администрации Томской области Анатолий Иванов. Цель приезда - познакомиться с работой аппарата Законодательного Собрания, посмотреть приоритетные задачи представительных органов власти, и, конечно, посмотреть ваш парламентский центр. Я убеждена, что в ближайшем будущем развитие институтов гражданского общества, привлечение широких слоев населения к обсуждению тех законов, по которым живет и развивается общество, станет ключевой задачей.
- Как оцениваете организацию работы в краевом Законодательном Собрании, чем она отличается от работы Законодательной Думы Томской области? Допускаете ли возможность перенять опыт алтайских коллег в организации работы парламента?
- Во-первых, я хочу поздравить всех жителей региона с этим событием, а это действительно событие - открытие Парламентского центра. Причем не только для Алтайского края, но и для всей представительной ветви власти Сибири. Почему? Потому что все-таки наличие такого центра дает возможность создать необходимые условия для общения депутатов с избирателями. Я знаю, что на этот счет существуют разные точки зрения, есть те, кто считает, что это неправильно - в непростые в финансовом плане времена строить новые здания. Но когда задаешь вопросы и депутатам, и тем людям, с которыми мы случайно встретились в здании АКЗС, все отмечают, что это проявление уважения к человеку, к тому, кто приходит во власть. Поэтому очень важно иметь возможность встречаться с людьми и говорить «по душам», и не так, чтобы эту встречу надо было запланировать за месяц вперед, потому что просто нет площадок, где эту встречу можно было бы провести, а тогда, когда это действительно нужно. Вот здесь, в Парламентском центре, эти условия созданы и активно используются, причем и фракциями, и общественными организациями, и, что очень важно, депутатами всех уровней. Повторюсь, если мы реально хотим создать гражданское общество, мы должны понимать, что главное - это вовлечение как можно более широких слоев общественности в обсуждение тех документов, которые принимаются органами законодательной власти. Должна сказать, что я не знаю законов принятых в области, за которые все бы голосовали единогласно. Думаю, так же практика и в Алтайском крае. У нас, к примеру, одним из самых резонансных, как это ни странно, был закон «о кошках и собаках». Имеется в виду их содержание, создание условий для выгула, что делать с бездомными собаками и т.д. Наверняка в Алтайском крае эта проблема тоже есть. И вы знаете, у нас, как ни странно, общество разделилось фактически 50 на 50. Одни были за очень жесткие меры, которые были бы направлены на уничтожение бездомных животных, потому что подавляющее большинство из них больны и небезопасны. Другие считали, что наше общество находится уже на том этапе развития, когда мы должны быть гуманны - «не ты дал животному жизнь, не тебе ее и забирать». А депутаты в этой ситуации должны соблюсти баланс интересов, понимая, что все равно будут те, кто останется недоволен решением. Чтобы минимизировать риски, учесть мнение большинства, нужно достаточно широкое обсуждение. Понятно, что сегодня такие возможности предоставляет интернет, но очень часто нужно живое общение с человеком, чтобы, что называется, выплескивая воду, заодно не выплеснуть и ребенка. Мы такое обсуждение организовали и закрепили в законе выделение из бюджета в год порядка 25 млн. рублей на отлов бездомных животных, их стерилизацию, кастрацию, при необходимости - создание приютов для лечения, а в том случае, если животное больное, то применяется гуманное усыпление. Надо сказать, что эта система начала работать, и мы уже видим первые результаты, хотя проблема оказалась очень непростой. Или второй пример - по ограничению времени продажи алкоголя. Население разделилось также 50 на 50. У нас установлено ограничение с 22.00 до 10.00. Тем не менее, достаточно много общественных организаций, которые настаивают на ужесточении этого порядка. Инициаторов этого закона обвинили в том, что они лоббируют сокращение времени продажи для того, чтобы привлечь население в кафе и рестораны. Точек зрения много, и если мы говорим о создании эффективной системы участия граждан в обсуждении принимаемых законопроектов даже на стадии их концептуальной подготовки и далее, без наличия таких площадок как Парламентский центра в Алтайском крае, сделать это будет сложно.
К тому же, я считаю, что если человек пришел на прием к депутату, должны быть созданы соответствующие условия для того, чтобы принять, поговорить, и не только на округе. Потому что ведь бывают ситуации, когда избиратели не согласны с позицией конкретного депутата, и хотели бы проконсультироваться с председателем комитета, с руководителем представительного органа. Я посмотрела, что в Алтайском крае для этого есть все условия. К сожалению, мы пока такого центра не имеем.
- Обсуждались ли вами в ходе встречи с председателем АКЗС какие-то совместные законодательные инициативы?
- Сегодня в законе не прописано право коллективной законодательной инициативы. Но есть совершенно другая форма, когда с инициативой выходит представительный орган одного из субъектов Российской Федерации, а затем эта инициатива рассылается в другие субъекты РФ, и в том случае если 2/3 из них ее поддерживает, Государственная Дума обязана эту инициативу рассмотреть. Очень активно это используется при обсуждении базовых законов, к примеру, закон «Об образовании». Насколько мне известно, было рассмотрено порядка 50 тысяч замечаний. Кстати, 3 наших поправки в прошлом году были поддержаны и учтены в федеральном законе. Я уверена, что без поддержки соседей на федеральном уровне на них бы не обратили внимания.
- Оксана Витальевна, в Томской Думе есть депутат, который находится в розыске. В Алтайском краевом Законодательном Собрании такой тоже имеется. Как вы к этому относитесь? Насколько вообще актуальна для депутатов Томской Думы явка на сессии? Как боретесь с теми, кто не посещает?
- У нас 42 депутата, действующих - 41. Дума правомочна рассматривать вопросы только при наличии не менее 28 депутатов, поэтому, безусловно, даже с точки зрения закона, для легитимности принимаемых законов и решений явка депутатов очень важна. С другой стороны, я вообще не понимаю, как депутат, который избран населением, может позволить себе не являться на заседания Думы, не работать с населением. Конечно, это не правильно. Сегодня, к сожалению, в законе не предусмотрено возможности даже приостановить депутатство. Понятно, что ситуации бывают разные. Бывает, что человека обвинили, но окончательное решение может принять только суд. Понятно, что это сказывается на авторитете депутатского корпуса. Должна быть продумана как минимум система замены депутата на округе, если в силу той или иной причины избранный представитель не может работать в Думе. В то же время, говоря об изменении законодательства, нужно очень взвешенно подходить к этому. И мы обсуждали этот вопрос с коллегами из АКЗС. Все-таки ситуации бывают разные, поэтому правильно, если окончательное решение примет только суд. Есть другие ситуации, когда партия, которая собственно провела человека по спискам, считает, что претензии к недобросовестному депутату правомерны, и он не заслуживает депутатского мандата. Партия вправе потребовать добровольно от такого депутата сложить мандат. Кстати, у нас в городской думе такой факт был. Есть и другая ситуации - если человек пришел в представительный орган по партийным спискам, а затем вышел из состава партии, либо просто не работает, то фракция должна иметь право принять решение о сложении его депутатских полномочий и замене на другого партийца. Но пока это все в стадии обсуждения, и мы работаем в рамках действующего федерального закона. Убеждена, что в представительный орган должны идти люди, ответственные перед своими избирателями, перед тем населением, которое за них голосовало и если ты не работаешь, не выполняешь депутатские полномочия, надо иметь мужество принять решение и отказаться от мандата.
- Одним из важнейших событий в законодательной сфере Томской области называется разработка Стратегии развития социальной сферы региона до 2022 года, о которой Вы отзывались очень положительно. В чем революционность этой стратегии и чего лично Вы ожидаете от ее реализации?
- Любой стратегический документ определяет некий вектор развития, индикаторы и показатели, которые, в свою очередь, определяют этапы реализации этого документа, т.е. чего мы вообще хотим достичь, ради чего все это делается. Это первое. Второе - учитывая, что все-таки в бюджете денег не хватает всегда, и далеко не все вопросы, даже самые острые, можно решить в течение года, мы всегда должны расставлять приоритеты. И в каждой отрасли, в том числе в социальном блоке, выделять главное. Допустим, на ближайшие три года у нас задача - существенно повысить заработную плату работникам бюджетных учреждений для того, чтобы обеспечить приток в отрасль молодых квалифицированных специалистов. Без этого говорить о развитии здравоохранения, образования очень сложно. Поэтому Стратегия развития социальной сферы формирует в приоритеты бюджета. В ней прописаны основные показатели и индикаторы качества жизни: продолжительность жизни, конкурентоспособность кадров, образование, состояние здоровья и т.д. Стратегия предусматривает, в том числе и развитие бизнеса в социальной сфере. Имеется в виду, например, открытие частных детских садов, хосписов. Сегодня уже есть категория людей, готовых за это платить. А ждем мы от стратегии одного - повышения привлекательности жизни в регионе. За это бьется сегодня каждый регион. И я считаю, что безусловным достижением Алтайского края является то, что вы опережаете по продолжительности жизни очень многие субъекты не только Сибири, но и России. Причем как человек, много лет работающий во власти, я знаю, что этот показатель нельзя достичь, скажем, только изменив качество здравоохранения. Это всегда должен быть комплекс мер и показателей: какие есть рабочие места, сколько там людям платят, состояние экономики, состояние сферы культуры, здравоохранения, физкультуры, спорта и т.д. Я думаю, не каждый со мной согласится, но я убеждена: то, что у вас так активно развиваются паралимпийские виды спорта - это тоже один из факторов, который влияет на продолжительность жизни. Потому что это формирует в обществе совершенно другое отношение к человеку с определенными физическими недостатками. Им приходится делать гораздо больше, чтобы чего-то в этой жизни достичь. Наша Стратегия - это тот документ, который определяет вектор, приоритеты, финансирование и, в конечном итоге, она является основанием для формирования всех государственных программ.
- В ходе визита в Барнаул вам удалось посетить ряд объектов. Поделитесь впечатлениями.
- За проведенные в Алтайском крае сутки регион для меня открылся заново. Я не раз бывала в Барнауле проездом, несколько раз отдыхала и бывала в командировках в Белокурихе. Мы привыкли считать, что Алтайский край - это, в первую очередь, село, сельское хозяйство и мощный курортный комплекс. И это правда. Но понимаете, сегодня село может быть более высокотехнологично, чем очень многие другие отрасли. И с точки зрения техники, и по тем технологиям, которые применяются для обогащения земель, повышения урожайности и т.д. Если говорить о конкретных объектах посещения, то первым стал музей «Горная аптека», и я должна сказать, что просто была поражена энтузиазмом его организатора Сергея Алексеевича Мухортова. На самом деле, ведь этого человека никто не заставляет этого делать. И никакого бизнеса это в себе не несет. Это как раз то, что называется меценатство. Там много интересного, собственно, того, в чем сегодня и есть «изюминка» Алтайского края.
Мы посетили краевой центр «Надежда». Вы создали уникальный онкологический центр. Убеждена, что врачи этого центра играют далеко не последнюю роль в той продолжительности жизни, которая с каждым годом растет в Алтайском крае. Потому что во всем мире, и Россия, и Сибирь не исключение, - онкология стоит на втором месте по смертности, после заболеваний сердца. И то, что делается у вас в регионе, требует всяческого изучения и распространения. Все, начиная от условий, от отношения к людям, тех технологий и того оборудования, которое установлено, и вообще, от самого подхода. Есть такое выражение: «сначала думай о Родине, а потом о себе». Мне кажется, это в полной мере про Александра Федоровича Лазарева, главного врача центра и краевого депутата.
Очень интересным было посещение профессионального училища №8, физико-математической гимназии №42. Для меня это полезно, потому что давно занимаюсь вопросами развития инновационной экономики именно на региональном уровне и у вас, и у нас, достаточно опыта, который требует систематизации, обобщения и распространения. Мы с Иваном Ивановичем Лоором говорили в ходе встреч, что плохо взаимодействуем на уровне регионов. А зачем начинать создавать все с чистого листа? Если по онкологии уникальный опыт есть в Алтайском крае, а у нас создан уникальный перинатальный центр, который обладает такими технологиями, которых нет больше нигде за Уралом. Поэтому и надо использовать опыт друг друга. Для нас интересен ваш уникальный ресурсный центр для подготовки специалистов в области машиностроения. Зато у нас есть уникальный комплекс, в который входит профессиональный технический колледж, крупная компания «Транснефть» и политехнический университет. Идет сквозная подготовка специалистов всех уровней. И этот же комплекс стал мощным учебным комбинатом за Уралом для всей «Транснефти». Этот опыт можно использовать в любой отрасли. Но у читателей может возникнуть закономерный вопрос - а причем здесь депутаты? Наша задача - подготовить такие законы, т.е. такие правила игры, которые не помешают развиваться, что очень важно. А главное - создать условия, мотивируя наши регионы на дальнейшее устойчивое развитие.
29/01/2014 12:14
Подписка на новости |
Календарь
|