Новости и комментарии

Гражданское общество и правовое государство

Сегодня в АКЗС состоялось пленарное заседание международной научно-практическая конференции «Гражданское общество и правовое государство». Ее организаторами выступили Алтайское краевое Законодательное Собрание, Алтайская академия экономики и права, Ассоциация юридических вузов, Администрация Алтайского края, Барнаульский юридический институт МВД России.

В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти и местного самоуправления, представители ученого сообщества, практикующие юристы, а также представители общественности. В числе почетных гостей перед участниками конференции выступили заведующий кафедрой конституционного и международного права Российского государственно-социального университета Юрий Скуратов, доктор юридических наук, профессор, президент Ассоциации юридических вузов Сергей Бабурин, председатель комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Российской Федерации Лидия Михеева.

Председатель краевого Законодательного Собрания Иван Лоор выступил с докладом на тему «Взаимодействие законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с институтами гражданского общества».

- Уважаемые коллеги! В своем выступлении я хотел бы отметить, как Алтайское краевое Законодательное Собрание, как законодательный и представительный орган региона, не только взаимодействует с гражданским обществом, но и в рамках своей компетенции способствует развитию общественных институтов.

Но, прежде всего, позвольте отметить буквально несколько общих моментов. Говоря о гражданском обществе в современной России, мне как представителю государственной власти, хотелось бы расставить некоторые акценты во взаимоотношении гражданского общества и государства. Я убежден, что давняя историко-философская концепция о вражде и противопоставлении гражданского общества и государства, о том, что гражданское общество - это благо, а государство - зло, глубока устарела.

Крепкое и эффективное государство нуждается в столь же развитом и эффективном гражданском обществе. С одной стороны, именно граждане через выборы, через различные формальные и неформальные структуры, через механизмы «обратной связи» участвуют в формировании государственной власти, в принятии управленческих решений.

С другой стороны, современное государство должно делегировать институтам гражданского общества те полномочия, которые эффективней решать самим гражданам. А для этого нужно, чтобы граждане и их общественные институты хотели и были готовы брать на себя ответственность за решение общих вопросов. И можно образно сказать, что крепкий ствол государственного дерева должен иметь надежную опору, надежную корневую систему в виде многочисленных, крепких и разветвленных корней - институтов гражданского общества.

В этой связи мне бы хотелось отметить и необходимость снятия с термина «гражданское общество» некоторой идеологической окраски. Гражданское общество - это не лозунг и не флаг для какой-то политической силы. Никому не позволено, скажем так, «приватизировать» это понятие и использовать в целях политической конъюнктуры. Гражданское общество - это то, что определяет повседневную жизнь каждого из нас. И развитие цивилизованного гражданского общества, можно даже сказать - «выращивание» гражданского общества - это общая задача и общественных институтов, и государства, и всех политических сил, и непосредственно каждого гражданина.

Я, наверное, не вправе давать оценку состоянию гражданского общества в стране, в Алтайском крае. Но не могу не отметить те сложности, с которыми сталкивается формирование нашего, еще достаточно молодого, гражданского общества.

Прежде всего, это вопросы становления институтов гражданского общества. В нашей стране пока нет вековых традиций существования подобных институтов. Достаточно напомнить, что, например, Общественной палате России нет еще и 10 лет. Немногим более двух десятилетий многопартийной системе и альтернативным выборам. Многие общественные институты в нашей стране еще не имеют достаточных ресурсов, опыта, профессионализма. Задачу законодателя мы видим в том, чтобы способствовать укреплению тех гражданских институтов, которые позволяют направить общественную инициативу в позитивное, конструктивное русло.

Далее, даже когда соответствующие институты созданы, не всегда удается выстроить их эффективное функционирование, обеспечить реальное взаимодействие с органами власти, с лицами, принимающими решение. Могу привести пример. В Уставе (Основном законе) Алтайского края предусмотрена возможность краевой народной законодательной инициативы. Присутствующие специалисты могут подтвердить, что такой механизм прямого участия избирателей в законотворчестве есть далеко не во всех субъектах Федерации. Однако этот механизм в крае практически является недействующим, он не востребован гражданским обществом.

Наконец, наряду со многими яркими общественными инициативами, существует и проблема недостаточной, на наш взгляд, гражданской активности. Пожалуй, наиболее заметно это проявляется в вопросах электоральной активности, особенно молодых избирателей. Не секрет и то, что многие наши сограждане в решении своих проблем уповают прежде всего на власть. Даже в тех ситуациях, когда их успешное решение возможно силами самих граждан.

Достаточно вспомнить, как трудно было «раскачать» людей на создание ТСЖ для участия в государственной программе ремонта многоквартирных домов. Встречается и другая крайность, когда люди уже не надеются на государство, и пытаются решить все проблемы в одиночку, не стараясь даже найти единомышленников.

В столь представительной аудитории юристов нет необходимости рассказывать, насколько высоким и привилегированным был статус гражданина в Римской империи, когда зарождались основы гражданского права. Сегодня каждый обладает статусом гражданина, но, как нам представляется, не каждый в полной мере воспринимает себя гражданином. И необходимо больше ценить высокий статус гражданина. Ценить не только те права, которые он предоставляет, но и ценить то чувство ответственности, можно даже сказать - бремя ответственности, без которого невозможна настоящая гражданственность.

Справедливости ради отмечу, что здесь есть определенная недоработка органов власти. Необходимо больше рассказывать людям о тех возможностях, которыми они обладают для реализации своих прав, активнее заниматься правовым просвещением. И мы будем благодарны участникам конференции за предложения по совершенствованию информационного взаимодействия органов власти с обществом.

Одной из важнейших своих задач краевое Законодательное Собрание видит в создании нормативно-правовой базы для развития институтов гражданского общества. В частности, краевым парламентом принят целый ряд взаимосвязанных законов, которые способствуют деятельности институтов гражданского общества.

Отмечу, например, закон «Об Общественной палате Алтайского края», принятый еще в 2006 году. Кстати, Алтайский край стал одним из первых регионов, в котором была создана Общественная палата. За это время в закон «Об Общественной палате» вносились изменения, в том числе с учетом опыта функционирования федеральной Общественной палаты.

Спецификой Алтайского края является высокая доля сельского населения (почти половина). И мы изначально предусмотрели механизм привлечения в Палату представителей не только краевых, но и местных общественных организаций, которые избираются на Съезде Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края».

У нас выстроена четкая система работы с Общественной палатой. Практически на каждом заседании профильных комитетов Законодательного Собрания участвуют представители соответствующих комиссий Общественной Палаты. А руководители краевого парламента регулярно приглашаются и выступают на заседаниях Общественной палаты.

Целый блок краевых законов регулирует взаимодействие власти с отдельными институтами гражданского общества. Назову некоторые из них: закон «Об основах взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты», закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», закон «О развитии казачества в Алтайском крае» и другие.

Одним из важнейших документов стал краевой закон «О государственной поддержке социально ориентированных организаций в Алтайском крае». В рамках данного закона осуществляется предоставление грантов Губернатора Алтайского края для реализации социально значимых проектов.

Закон направлен на поддержку не каких-то «избранных» структур, а самого широкого круга организаций «третьего сектора». О масштабе поддержки говорят цифры - например, в 2013 году некоммерческие организации получили поддержку в виде грантов Губернатора Алтайского края на реализацию 114 проектов.

В текущем году уже распределено 70 грантов, а кроме того, поступило еще 119 заявок на новый конкурс грантов, итоги которого будут подведены в этом месяце. Краевым законодательством предусмотрены различные формы поддержки институтов гражданского общества, такие как:

- финансовая поддержка,

- безвозмездная передача государственного и муниципального имущества в собственность,

- предоставление льгот, в том числе по арендной плате,

- привлечение институтов гражданского общества к разработке и реализации государственных и муниципальных программ.

Большой общественный резонанс вызвала разработка и принятие краевого закона «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Алтайского края», или, как его окрестили в прессе, «закона о народных дружинниках».

Сегодня мы внимательно изучаем положения недавно принятого федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Буквально сегодня наши специалисты совместно с Общественной палатой будут проводить обсуждение этого закона, вырабатывать подходы к разработке соответствующего краевого закона. Принятие закона намечено на следующее полугодие. И наша задача - не принимать краевой закон «для галочки», а отработать действительно эффективные и востребованные общественностью формы гражданского контроля. Мы убеждены, что широкое участие общественных структур позволяет повысить качество принимаемых законов и иных правовых актов.

В последнее время получает распространение практика предварительного общественного обсуждения проектов законов на сайте Алтайского края. Такой механизм сбора предложений применялся, например, при разработке законопроекта «О бесплатной юридической помощи», уже упомянутого мною закона «о народных дружинниках», а также волнующего всех закона о капитальном ремонте многоквартирных домов.

Мы привлекаем экспертов, в том числе представителей Общественной палаты, общественных организаций, юридического сообщества, к обсуждению и экспертизе законопроектов на заседаниях постоянных профильных комитетов краевого парламента.

Значимым событием в общественной жизни края стало ежегодное обсуждение «Доклада о состоянии законодательства Алтайского края» в формате депутатских слушаний. Этот доклад - всесторонний документ, объемом более 100 страниц. Концепция доклада ежегодно уточняется с учетом предложений ученых и общественности. И мы заранее размещаем проект доклада на сайте Законодательного Собрания, рассылаем его в вузы и общественные структуры.

Взаимодействие краевого парламента с институтами гражданского общества, безусловно, не ограничивается лишь разработкой законов. Процесс формирования зрелого гражданского общества невозможен без целенаправленного нравственного воспитания, обучения правам человека, правового просвещения. Мы убеждены, что участие в правовом воспитании и просвещении должно стать одним из приоритетных направлений в деятельности государственных органов и общественных структур.

Некоторые из этих структур, такие как например, Общественная палата, Молодежный парламент Алтайского края, Совет по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления, созданы непосредственно по инициативе краевого парламента.

Депутаты краевого Законодательного Собрания и непосредственно участвуют в правовом просвещении, и поддерживают те инициативы, которые направлены на повышение правовой и политической культуры населения.

Я уже говорил о практике проведения Парламентских уроков. Мы провели целую серию встреч, посвященных 20-летию принятия Конституции Российской Федерации. Причем они проходят и в городах и селах края, и непосредственно здесь, в зале заседаний Парламентского центра. И могу сказать, что у школьников есть интерес к вопросам конституционного устройства, есть понимание того, что необходимо знать свои конституционные права и обязанности.

Мы также поддерживаем те формы правового просвещения, которые реализуются нашим краевым Молодежным парламентом. (Кстати, Молодежный парламент существует у нас уже 12 лет). Например, на средства гранта Губернатора Алтайского края и при поддержке Законодательного Собрания молодые парламентарии реализуют проект «Юристы - населению».

Предполагаются встречи с молодежью в районах края. Причем инициаторы проекта планируют не просто прочитать лекции и оказать бесплатную юридическую помощь, но и рассказать своим сверстникам о возможности участия в законотворчестве. Кому-то может показаться, что молодые люди еще не готовы к законотворчеству, что это удел людей с большим опытом и большим юридическим багажом. Но опыт работы краевого Молодежного парламента показал, что ребята могут предлагать интересные идеи. И именно молодежь стала инициатором ряда разумных и социально значимых законопроектов в Алтайском крае. Могу привести последний пример: по инициативе молодежи был принят краевой закон об ограничении продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Уважаемые участники конференции! Задача формирования зрелого гражданского общества - это вопрос не одного дня, возможно даже не одного поколения. Но от того, как сегодня развивается гражданское общество, в конечном счете зависит, в каком обществе, в какой стране будут жить наши дети.

Поэтому в сегодняшней конференции мы видим не только трибуну для научных дебатов, но и площадку для выработки практических шагов, направленных на развитие общественной инициативы, воспитание активной гражданской позиции. Уверен, что сегодня состоится конструктивный диалог на языке сотрудничества, взаимной заинтересованности и реальной демократии.

Хотелось бы еще раз отметить необходимость наших совместных усилий в развитии механизмов взаимодействия государства и общества и пожелать участникам конференции плодотворной работы!

 

10/10/2014 11:38

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Октябрь 2014»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031