Новости и комментарии

Члены Общественной палаты РФ поддержали появление «особых аграрных субъектов РФ»

1 октября в Общественной палате РФ в Москве прошли нулевые чтения проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации».

Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий совместно с Комиссией ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами провели нулевые чтения законопроекта «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации». Он разрабатывается в Алтайском крае с 2008 года и его ключевая идея в том, что регионы, обеспечивающие продовольственную безопасность России, должны получать приоритетную поддержку государства.

По результатам обсуждения было принято положительное заключение по данному документу. При доработке законопроекта участники обсуждения предложили привлечь максимальное количество экспертов. Следующим шагом может стать его рассмотрение в первом чтении на осенней сессии Госдумы.

Делегацию Алтайского края возглавил председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор. Также активное участие в обсуждении приняли депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации от Алтайского края - Сергей Белоусов, Николай Герасименко и Михаил Щетинин.

В состав делегации от региона вошли председатель Общественной палаты Алтайского края Лев Коршунов, члены ОП АК Сергей Кашников, Евгений Барсуков и Владимир Шишов, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Николай Чиняков, председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов, вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман, профессор кафедры сельскохозяйственных машин Алтайского государственного аграрного университета, доктор технических наук Владимир Беляев, руководитель Германского аграрно-политического диалога Николай Дягилев и Председатель Алтайского Регионального Отделения «Молодежный Союз Юристов РФ», заместитель директора по правовым вопросам автономной некоммерческой организации «Алтайский экспертно-правовой центр» Олег Быков.

Председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина отметила: «Законопроект очень хорошо укладывается в общую концепцию развития сельских территорий. Он поможет понять, на что мы способны, поможет планировать. Сегодня Минсельхоз занимает активную позицию в том, что не просто «перетаскивает» субсидии из одного региона в другой, а занимается развитием аграрного потенциала России в целом и дополнительными мерами поддержки для тех регионов, которые обладают определенным потенциалом».

Председатель Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева также подчеркнула: «Концепция проекта в том, что под особо значимым аграрным субъектом будет пониматься тот регион, который, прежде всего, обладает природно-климатическими особыми ресурсами, диктующими аграрную специализацию. Это объективный критерий, позволяющий выделить истинно аграрный регион. Некоторые говорят, что законопроект якобы поставит регионы в неравные условия. Разработчики данного законопроекта говорят о том, что надо выделить и оказать поддержку тем субъектам, которые уже продемонстрировали свой вклад в аграрную политику».

Концепцию законопроекта презентовал председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор. Прежде всего, он напомнил о задаче, которую поставил Президент РФ Владимир Путин в своем Послании еще в 2012 году: «В ближайшие четыре-пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания».

Перечисляя регионы, которые, очевидно, являются ведущими аграрными субъектами, Иван Лоор отметил, что сейчас они даже несколько ущемлены в господдержке. «Налоговый потенциал аграрных территорий меньше, чем промышленных, потому что большинство жителей составляет сельское население. При этом все регионы выиграют в результате принятия закона. Он создаст новые возможности, например, для развития сельского машиностроения и схожих отраслей».

В своем выступлении Иван Лоор сослался на подготовленные по поручению Президента изменения в Доктрину продовольственной безопасности России, в которых заложены более высокие требования к уровню самообеспечения по таким продуктам как сахар, растительное масло, рыбная продукция, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды.

«Мы живем в рыночной экономике, и добиваться самообеспечения любой ценой было бы не совсем правильно. Сегодня технически возможно и фрукты выращивать за Полярным кругом, но какова будет их цена? Поэтому решать проблему продовольственной безопасности надо в том числе и с учетом эффективности производства и отдачи от вложенных средств», - считает председатель АКЗС.

По его словам, Алтайский край регион является продовольственным донором страны. В среднем в год в крае выращивают порядка 4,5 миллионов тонн зерна. От 55% до 75% всего урожая гречихи в России обеспечивает именно Алтайский край, а интерес к гречихе с каждым годом будет расти, ведь она считается единственной культурой, которая не поддается генетической модификации. На Алтае производится около 1,5 миллиона тонн молока (1 млн. 415 тыс. тонн), более 330 тыс. тонн мяса. Это в два раза превышает потребности населения края.

Край занимает по производству муки и крупы соответственно 1-е и 2-е место в стране, здесь производится каждая пятая тонна крупы и каждая восьмая тонна муки. 80% муки и крупы вывозятся за пределы края. Также это единственный регион за Уралом, где сравнительно благоприятные условия позволяют возделывать сахарную свёклу.

При этом Иван Лоор напомнил участникам слушаний, что в 2014 году Россия закупила продовольствия на сумму без малого 40 (39,7) миллиардов долларов, часть из которых будет уместно направлять на развитие аграрного производства в субъектов, где есть для этого существенный потенциал.

«Наша задача состоит не только в увеличении объема господдержки. Нужно повысить эффективность использования бюджетных ресурсов.

Мы убеждены, что повысить уровень продовольственной безопасности страны можно за счет выделения дополнительных средств и их концентрации на прорывных направлениях в ряде крупных аграрных регионах. То есть тех территорий, которые имеют благоприятные условия для эффективного ведения сельского хозяйства и производства больших объемов продовольствия, территории, где уже широко применяются и могут применены современные эффективные технологии.

И при этом наша принципиальная позиция заключается в том, что поддержка особо значимых аграрных регионов должна осуществляться не за счет других территорий, а за счет увеличения общего объема поддержки аграрного сектора.

По нашему мнению, при определении особо значимых аграрных субъектов в качестве критериев выделения можно учитывать, прежде всего, долю сельского населения, площадь пашни и сельхозугодий, доля благоприятных почв для ведения сельского хозяйства; долю вывоза продовольственной продукции за пределы региона; долю производства продуктов первой необходимости», - рассказал Иван Лоор.

В числе предлагаемых мер поддержки особо значимых аграрных регионов председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания назвал закупку сельхозпродукции продукции для государственных нужд, в частности, для системы социального питания, снабжение армии, других силовых структур, учреждений системы исполнения наказаний, школ, больниц и и так далее. По его словам, здесь необходимо ввести преимущественное право поставок продукции для отечественных сельхозпроизводителей.

Также в рамках законопроекта ставится вопрос о выделении федеральных средств на развитие социальной сферы села. При этом, условия ВТО никак не ограничивают такие инвестиции, рассматривая их как разрешенные механизмы «зеленой корзины».

По мнению Ивана Лоора, принятие закона повысит инвестиционную активность в стране и технологический уровень сельскохозяйственного производства, создаст дополнительные возможности для возрождения сельхозмашиностроения, выпуска для нужд аграрного сектора продукции химической отрасли, отраслей стройиндустрии и так далее.

В заключение своего выступления председатель АКЗС привел цитату из выступления Президента РФ В.В.Путина: «У нас появились дополнительные возможности, дополнительный импульс для роста, для укрепления позиций наших сельхозпроизводителей на национальном рынке. <...> Нужно сейчас воспользоваться этим моментом для того, чтобы твердо встать на своем собственном рынке. А потенциал, конечно, для этого есть».

Свою позицию по законодательной инициативе высказали также депутаты Госдумы и члены Совета Федерации от Алтайского края.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов поблагодарил Общественную палату РФ за участие в работе над законопроектом и отметил, что в комитете есть понимание того, что системе распределения господдержки села требуется корректировка: «Мы согласны, что регионы, являющиеся, по сути, продовольственными донорами, обеспечивающими продовольственную безопасность страны, требуют особого к себе отношения. Я утверждаю, что в случае принятия этого законопроекта в самой ближайшей перспективе мы сможем перейти от импортозамещения к экспортной экспансии».

От участников нулевых чтений поступила масса комментариев и предложений. Например, комментируя законопроект, исполнительный директор Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий Василий Звягинцев заострил внимание на территориальном масштабе особого статуса аграрного субъекта: «Если это аналог ТОР, то эта территория может рассматриваться как проектная площадка, где сельхозпроизводители и инвесторы должны не только получать поддержку на „проект", но и нести ответственность по исполнению этого проекта».

Высказали свое мнение и эксперты других отраслей. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко предложил поддержать законопроект: «Для государства очень важно определить регионы, которые нужно развивать, чтобы граждане получали экологически чистые продукты».

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов также выразил поддержку законопроекту, отметив, что он поспособствует и развитию инфраструктуры на селе.

Директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Петр Чекмарев согласился, что вопрос определения особых аграрных территорий важный, но и сложный: «У нас вся страна - сплошная аграрная территория. Должны быть равные условия и справедливая конкуренция между регионами. Пока получается, что те, кто вошел в список развитых аграрных субъектов, за, а те, кто нет, - против».

Директор Департамента экономики и господдержки АПК Минсельхоза РФ Анатолий Куценко напомнил, что условия, создаваемые сейчас для поддержку села, будут не вечны, и потребуется отдача. Именно в этом ключе и нужно определять тот или иной особый аграрный субъект и ставить для него задачи, считает эксперт.

Организаторы нулевых чтений поблагодарили участников за активную работу и напомнили, что ждут предложения в резолюцию, которая будет представлена ОП РФ в Госдуму.

05/10/2015 07:02

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Октябрь 2015»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031