Новости и комментарии

Сергей Серов: «Сумма доходов местного бюджета - показатель эффективности использования сельхоз земель»

Представляем вашему внимаю текст доклада председателя комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергея Серова по теме: «О практике установления размера годовой арендной платы за использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (фонда перераспределения) и утверждении коэффициентов, применяемых для расчета размера вышеуказанной арендной платы в муниципальных образованиях Алтайского края», который прозвучал сегодня в ходе Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами муниципальных образований:

- Одним из основных показателей эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена наряду с применением прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, применением научно обоснованных систем севооборотов и получением высоких урожаев, является сумма доходов местного бюджета, которую получают ОМСУ муниципальных районов в результате передачи в аренду земель фонда перераспределения площадь которых в крае составляет 2,2 млн. га. Общая сумма арендной платы за фонд перераспределения по краю составляет 660 млн. руб.

Сумма доходов местного бюджета в свою очередь напрямую зависит от ставок арендной платы, устанавливаемых представительными органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно принципу экономической обоснованности, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

Должен сказать, что субсидий по несвязанной поддержке сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства в 2015 году было выделено 1 млрд. 186 млн. руб. + 1 млрд. 187 млн. руб. за ЧС. Запланированный объем субсидий по несвязанной поддержке сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства на 2016 год -1 млрд. 360 млн. руб. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию в 2015 году выросли в 1,5 раза по отношению к 2014 году.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582).

Порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данная норма права реализована в постановлении Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года № 603 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения».

Согласно Порядку определения размера арендной платы, установленному Постановлением Администрации Алтайского края, размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов К, К1, устанавливаемых решением представительного органа муниципального района или городского округа в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории арендатора.

A = S x KC x K x K1

A - сумма арендной платы за полный год, руб.

S - общая площадь земельного участка, кв. м;

KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;

K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;

K1 - коэффициент,  устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.

Следует отметить, что по вопросу установления размеров арендной платы в 2012 году была сформулирована правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, закрепленная постановлением от 17 апреля 2012 года № 15 837/11. Согласно данной правовой позиции размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства РФ № 582 для земель федеральной собственности. А это значит, что для земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования ставка арендной платы не должна была превышать 0,6 % от его кадастровой стоимости. То есть для Алтайского края это в среднем всего 126 рублей за 1га пашни.

В связи с Постановлением Президиума высшего арбитражного суда прокуратуры ряда районов Алтайского края в начале 2014 года стали направлять предписания в представительные органы местного самоуправления муниципальных районов с требованием привести в соответствие с 582 постановлением Правительства РФ ставки арендной платы, установленные для земельных участков из фонда перераспределения, передаваемых в аренду без проведения торгов. Это конечно для районов было очень жестоким ударом, тем более что предписания из прокуратуры стали поступать после утверждения бюджетов районов.

Вместе с тем в связи с изменениями федерального законодательства 30 октября 2014 года в 582 постановление Правительства РФ были внесены изменения, согласно которым ставку арендной платы в размере 0,6 % оставили только для земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности. Слова о том, что 0,6 % касаются земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования убрали.

Кроме того в 2015 году появилась судебная практика Верховного суда, согласно которой Постановление правительства № 582 распространяется только на земли, находящиеся в федеральной собственности.

Таким образом, у ОМСУ муниципальных районов вновь появилась возможность повысить ставки арендной платы для земельных участков, переданных в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

К сожалению не все ОМСУ при существующем на сегодняшний момент дефиците бюджетов воспользовались представившейся в 2015 году возможностью увеличить их доходную часть.

Но если Шелаболихинский район понять можно - они последние 3 года не увеличивали ставки арендной платы, но у них одна из самых высоких в крае ставок за пашню - 459 руб./га, то совсем не понятна позиция ОМСУ Рубцовского района, которые за последние 3 года увеличивали ставку арендной платы за пашню всего на 63 рубля, это при том, что она у них стала всего 195 руб./га. В то время как в соседних районах арендная плата в разы выше. В Егорьевском районе 455 руб./га, в Змеиногорском районе 345 руб./га, в Поспелихинском районе 290 руб./га.

Топчихинский район 3 года не повышает ставки арендной платы, она у них 201 руб. за 1 га пашни - такая же аренда, к слову сказать, в Ельцовском районе.
В то время как в соседних с Топчихинским районах аренда намного выше:
в Ребрихинском - 403 руб./га, в Калманском 320 руб./га, в Алейском 283 руб./га, Усть-Калманский район имеет арендную плату всего 151 руб. за 1 га пашни. В то время как в соседних с Усть-Калманским районах аренда намного выше: В Усть-Пристаньском 345 руб./га, в Алейском 283 руб./га, в Петропавловском 193 руб./га. Но если в Петропавловском районе финансовое положение относительно нормальное, то в Усть-Калманском районе дефицит бюджета на 2015 год составил 6 млн. 700 тыс. руб. Зато арендная плата за пашню самая низкая среди окружающих районов.

Безусловно, нельзя судить о работе ОМСУ муниципальных районов над увеличением доходной части бюджетов исключительно только по величине арендной плате за 1 га пашни фонда перераспределения. Так никто, конечно, не поставит в упрек Угловскому району тот факт, что у них величина арендной платы всего 60 руб. за 1 га пашни. У них почва - один песок и осадков выпадает за год менее 220 мм. Поэтому урожайность сельскохозяйственных культур не велика и арендную плату с нее большую не возьмешь.

Имеет место быть и такой фактор, что возможность увеличения арендной платы ограничивается не только плохими почвенно-климатическими условиями района, но и низкой платежеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, ведущих хозяйственную деятельность на территории муниципального района (при этом почвенно-климатические условия в районе могут быть благоприятными для возделывания сельскохозяйственных культур).

Поэтому в каждом муниципальном районе свои индивидуальные причины низких ставок арендной платы и естественно представительным органам местного самоуправления районов нужно очень аккуратно и продуманно подходить к вопросу увеличения ставок арендной платы.

Им необходимо знать реальную урожайность сельскохозяйственных культур, реальную прибыль, получаемую сельхозтоваропроизводителями с 1 га пашни, и исходя из этих показателей устанавливать ставки арендной платы. Чтобы арендная плата за земли фонда перераспределения была посильной для сельхозтоваропроизводителей и не привела их к банкротству.

Кроме того устанавливаемые ставки арендной платы должны быть дифференцированы и стимулировать развитие животноводства в районе, которое является приоритетным направлением развития сельскохозяйственного производства в Алтайском крае.

В связи с изложенным комитет по аграрной политике и природопользованию предлагает рекомендовать представительным органам местного самоуправления муниципальных районов края:

1) в целях увеличения доходной части бюджетов муниципальных районов рассмотреть вопрос о возможности увеличения ставок арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения с учетом эффективности их использования;

2) установить для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся животноводством, ставку арендной платы за земельные участки из фонда перераспределения земель в размере не более 70 процентов
от максимальной ставки арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения.

Ну и для информации назову 10 муниципальных районов у которых самые высокие в крае ставки арендной платы и 10 муниципальных районов у которых самые низкие в крае ставки арендной платы.

Самые высокие ставки арендной платы за пашню:

1

Благовещенский

342

342

475

2

Шелаболиха

459

459

459

3

Завьяловский

415

441

457

4

Егорьевский

446

561

455

5

Павловский

376

418

418

6

Волчихинский

347

347

412

7

Ребрихинский

343

390

403

8

Зональный

400

400

400

9

Мамонтовский

350

350

400

10

Целинный

222

260

394

Самые низкие ставки арендной платы за пашню:

10

Курьинский

127

139

139

9

Табунский

133

133

138

8

Кулундинский

133

133

130

7

Локтевский

154

154

116

6

Алтайский

78

78

109

5

Чарышский

100

106

100

4

Тогульский

89

106

100

3

Славгород

83

76

76

2

Угловский

60

60

60

1

Бурлинский

32

33

33

20/01/2016 12:21

 


Подписка на новости

E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
       

Календарь

«Январь 2016»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031