Новости и комментарии
Сергей Серов: «Сумма доходов местного бюджета - показатель эффективности использования сельхоз земель»
- Одним из основных показателей эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена наряду с применением прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, применением научно обоснованных систем севооборотов и получением высоких урожаев, является сумма доходов местного бюджета, которую получают ОМСУ муниципальных районов в результате передачи в аренду земель фонда перераспределения площадь которых в крае составляет 2,2 млн. га. Общая сумма арендной платы за фонд перераспределения по краю составляет 660 млн. руб.
Сумма доходов местного бюджета в свою очередь напрямую зависит от ставок арендной платы, устанавливаемых представительными органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно принципу экономической обоснованности, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Должен сказать, что субсидий по несвязанной поддержке сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства в 2015 году было выделено 1 млрд. 186 млн. руб. + 1 млрд. 187 млн. руб. за ЧС. Запланированный объем субсидий по несвязанной поддержке сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства на 2016 год -1 млрд. 360 млн. руб. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию в 2015 году выросли в 1,5 раза по отношению к 2014 году.
Согласно пункту
1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ Размер арендной платы за земельный участок,
находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в
соответствии с основными принципами, установленными
постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы
при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также
порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в
собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582).
Порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данная норма права реализована в постановлении Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года № 603 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения».
Согласно Порядку определения размера арендной платы, установленному Постановлением Администрации Алтайского края, размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов К, К1, устанавливаемых решением представительного органа муниципального района или городского округа в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории арендатора.
A = S x KC x K x K1
A - сумма арендной платы за полный год, руб.
S - общая площадь земельного участка, кв. м;
KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Следует отметить, что по вопросу установления размеров арендной платы в 2012 году была сформулирована правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, закрепленная постановлением от 17 апреля 2012 года № 15 837/11. Согласно данной правовой позиции размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства РФ № 582 для земель федеральной собственности. А это значит, что для земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования ставка арендной платы не должна была превышать 0,6 % от его кадастровой стоимости. То есть для Алтайского края это в среднем всего 126 рублей за 1га пашни.
В связи с Постановлением Президиума высшего арбитражного суда прокуратуры ряда районов Алтайского края в начале 2014 года стали направлять предписания в представительные органы местного самоуправления муниципальных районов с требованием привести в соответствие с 582 постановлением Правительства РФ ставки арендной платы, установленные для земельных участков из фонда перераспределения, передаваемых в аренду без проведения торгов. Это конечно для районов было очень жестоким ударом, тем более что предписания из прокуратуры стали поступать после утверждения бюджетов районов.
Вместе с тем в связи с изменениями федерального законодательства 30 октября 2014 года в 582 постановление Правительства РФ были внесены изменения, согласно которым ставку арендной платы в размере 0,6 % оставили только для земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности. Слова о том, что 0,6 % касаются земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования убрали.
Кроме того в 2015 году появилась судебная практика Верховного суда, согласно которой Постановление правительства № 582 распространяется только на земли, находящиеся в федеральной собственности.
Таким образом, у ОМСУ муниципальных районов вновь появилась возможность повысить ставки арендной платы для земельных участков, переданных в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным товаропроизводителям.
К сожалению не все ОМСУ при существующем на сегодняшний момент дефиците бюджетов воспользовались представившейся в 2015 году возможностью увеличить их доходную часть.
Но если Шелаболихинский район понять можно - они последние 3 года не увеличивали ставки арендной платы, но у них одна из самых высоких в крае ставок за пашню - 459 руб./га, то совсем не понятна позиция ОМСУ Рубцовского района, которые за последние 3 года увеличивали ставку арендной платы за пашню всего на 63 рубля, это при том, что она у них стала всего 195 руб./га. В то время как в соседних районах арендная плата в разы выше. В Егорьевском районе 455 руб./га, в Змеиногорском районе 345 руб./га, в Поспелихинском районе 290 руб./га.
Топчихинский район 3 года не
повышает ставки арендной платы, она у них 201 руб. за 1 га пашни - такая
же аренда, к слову сказать, в Ельцовском районе.
В то время как в соседних с Топчихинским районах аренда намного выше:
в Ребрихинском - 403 руб./га, в Калманском 320 руб./га, в Алейском 283 руб./га, Усть-Калманский район имеет
арендную плату всего 151 руб. за 1 га пашни. В то время как в соседних с
Усть-Калманским районах аренда намного выше: В Усть-Пристаньском 345 руб./га,
в Алейском 283 руб./га, в Петропавловском 193 руб./га. Но если в Петропавловском районе финансовое
положение относительно нормальное, то в Усть-Калманском районе дефицит бюджета
на 2015 год составил 6 млн. 700 тыс. руб. Зато арендная плата за
пашню самая низкая среди окружающих районов.
Безусловно, нельзя судить о работе ОМСУ муниципальных районов над увеличением доходной части бюджетов исключительно только по величине арендной плате за 1 га пашни фонда перераспределения. Так никто, конечно, не поставит в упрек Угловскому району тот факт, что у них величина арендной платы всего 60 руб. за 1 га пашни. У них почва - один песок и осадков выпадает за год менее 220 мм. Поэтому урожайность сельскохозяйственных культур не велика и арендную плату с нее большую не возьмешь.
Имеет место быть и такой фактор, что возможность увеличения арендной платы ограничивается не только плохими почвенно-климатическими условиями района, но и низкой платежеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, ведущих хозяйственную деятельность на территории муниципального района (при этом почвенно-климатические условия в районе могут быть благоприятными для возделывания сельскохозяйственных культур).
Поэтому в каждом муниципальном районе свои индивидуальные причины низких ставок арендной платы и естественно представительным органам местного самоуправления районов нужно очень аккуратно и продуманно подходить к вопросу увеличения ставок арендной платы.
Им необходимо знать реальную урожайность сельскохозяйственных культур, реальную прибыль, получаемую сельхозтоваропроизводителями с 1 га пашни, и исходя из этих показателей устанавливать ставки арендной платы. Чтобы арендная плата за земли фонда перераспределения была посильной для сельхозтоваропроизводителей и не привела их к банкротству.
Кроме того устанавливаемые ставки арендной платы должны быть дифференцированы и стимулировать развитие животноводства в районе, которое является приоритетным направлением развития сельскохозяйственного производства в Алтайском крае.
В связи с изложенным комитет по аграрной политике и природопользованию предлагает рекомендовать представительным органам местного самоуправления муниципальных районов края:
1) в целях увеличения доходной части бюджетов муниципальных районов рассмотреть вопрос о возможности увеличения ставок арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения с учетом эффективности их использования;
2) установить для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, занимающихся животноводством, ставку арендной платы за
земельные участки из фонда перераспределения земель в размере не более 70
процентов
от максимальной ставки арендной платы за земельные участки из земель фонда
перераспределения.
Ну и для информации назову 10 муниципальных районов у которых самые высокие в крае ставки арендной платы и 10 муниципальных районов у которых самые низкие в крае ставки арендной платы.
Самые высокие ставки арендной платы за пашню:
1 |
Благовещенский |
342 |
342 |
475 |
2 |
Шелаболиха |
459 |
459 |
459 |
3 |
Завьяловский |
415 |
441 |
457 |
4 |
Егорьевский |
446 |
561 |
455 |
5 |
Павловский |
376 |
418 |
418 |
6 |
Волчихинский |
347 |
347 |
412 |
7 |
Ребрихинский |
343 |
390 |
403 |
8 |
Зональный |
400 |
400 |
400 |
9 |
Мамонтовский |
350 |
350 |
400 |
10 |
Целинный |
222 |
260 |
394 |
Самые низкие ставки арендной платы за пашню:
10 |
Курьинский |
127 |
139 |
139 |
9 |
Табунский |
133 |
133 |
138 |
8 |
Кулундинский |
133 |
133 |
130 |
7 |
Локтевский |
154 |
154 |
116 |
6 |
Алтайский |
78 |
78 |
109 |
5 |
Чарышский |
100 |
106 |
100 |
4 |
Тогульский |
89 |
106 |
100 |
3 |
Славгород |
83 |
76 |
76 |
2 |
Угловский |
60 |
60 |
60 |
1 |
Бурлинский |
32 |
33 |
33 |
20/01/2016 12:21
Подписка на новости |
Календарь
|