Новости и комментарии
Молодым педагогам нужна дополнительная поддержка
Выездное совместное заседание комитета по социальной политике и фракции «Единая Россия» в Алтайском краевом Законодательном Собрании, посвященное обеспечению кадрами системы образования региона, прошло 27 сентября в Павловском районе.
Председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике Татьяна Ильюченко поприветствовала участников выездного заседания и приглашенных, которые приехали из нескольких районов Алтайского края. Она отметила, что профессия педагога - одна из самых важных для экономики страны и для развития общества в целом. «Именно учителя закладывают основы знаний в будущих поколениях, морально-нравственные ориентиры, цели и стремления нашей молодежи. Учитель - это тот, кто находится в центре общественной жизни, с кого берут пример, с кем советуются. Поэтому главная задача для системы высшего и среднего профессионального образования - воспитать достойных, а органов местного самоуправления, исполнительной и законодательной власти края - обеспечить им достойную поддержку», - сказала Татьяна Ильюченко.
Основные направления кадровой политики в системе образования Алтайского края представила заместитель начальника отдела управления качеством образования Министерства образования и науки Алтайского края Наталия Янголова. По ее словам, укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений края составляет 99,6%. Такой целевой показатель достигается в том числе за счет увеличения нагрузки педагогов, привлечения к работе учителей-пенсионеров и приглашения на длительную практику студентов педагогических вузов.
Система длительной практики - это временное решение для замены педагогов, выбывших в связи с декретом, уходом на военную службу или переездом. В этом году на такую практику были привлечены 80 студентов Алтайского государственного педагогического университета и 40 студентов Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Бийск). Предполагается, что на такой практике студенты работают в течение семестра. По оценке представителя Министерства образования, такая практика должна быть обеспечена дополнительными мерами поддержки. Сейчас эту нагрузку - дополнительные выплаты студентам - берут на себя вузы. Министерство образования будет ходатайствовать о включении этих трат в проект бюджета региона на следующий год.
Для решения кадрового вопроса в долгосрочной перспективе в регионе необходимо вложиться в работу по целевой подготовке специалистов. Органам местного самоуправления при заключении договоров на целевое обучение необходимо увеличивать размеры поддержки, оказываемой будущим специалистам. Также необходимо развивать институт наставничества - поддержки молодых педагогов в коллективе.
Еще одна важная задача - закрепление молодых специалистов на местах. Муниципальные подъемные молодым учителям, по данным на 1 сентября 2017 года, в большей части муниципалитетов края (58%) составили 10 тысяч рублей. Подъемными в размере 15 тысяч рублей обеспечивают педагогов в 17% муниципалитетах края. В 25% городов и районов края размер подъемных составляет от 20 до 5о тысяч рублей. Среди других мер поддержки - доплата к окладу первые три года, оплата проезда, компенсация аренды жилья или предоставление муниципального жилья. Органам местного самоуправления рекомендовано увеличивать размер подъемных и сделать упор на предоставлении жилья, но не все муниципалитеты имеют такую возможность в рамках бюджета.
О проблемах и перспективах организации длительной практики и целевого обучения студентов рассказал проректор по учебной работе и международной деятельности Алтайского государственного педагогического университета Аркадий Контев. Он сообщил, что 22% студентов, обучающихся на бюджетной форме обучения, - целевики. Шесть лет использования целевой модели позволили выявить ряд недостатков, один из которых - невыполнение или частичное выполнение муниципалитетами своих обязательств по поддержке студентов. По словам Контева, рекомендуемая минимальная модель поддержки - доплата в размере половины академической стипендии и ежегодная разовая выплата в размере 10 тысяч рублей (тем, чьи оценки выше уровня «удовлетворительно»).
Говоря о системе длительной педагогической практики, Контев сообщил что университет несет на ее организацию затраты в размере 2,5 млн рублей ежегодно, еще 2,7 млн рублей - это выплаты преподавателям, занимающимся со студентами-практикантами по индивидуальному плану.
Результаты внедрения программы дистанционного педагогического класса сообщила начальник управления лицензирования, аккредитации и мониторинга Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета Татьяна Гаврутенко. Дистанционные педагогические классы - модель ранней профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Они были созданы, чтобы мотивировать школьников выбирать педагогические специальности. По словам Гаврутенко, в этом году 75% выпускников педагогического класса поступили в профильные вузы, поэтому работа будет продолжена. Представитель АГГПУ предложила также создать площадку для обмена опытом, чтобы распространить опыт дистанционного педагогического класса в регионе.
Об особенностях подготовки современного учителя в условиях образовательной организации среднего профессионального образования рассказал директор Барнаульского государственного педагогического колледжа Михаил Самолетов. Он сообщил, что в пяти педагогических колледжах края, охватывающих педагогами всю территорию региона, внедрено проактикоориентированное обучение. 70% учебного плана на старших курсах посвящено практике - подготовке, проведению и анализу уроков. Оценка качества подготовки будущих специалистов ведется по стандартам Worldskills.
Успешные муниципальные практики представили руководители комитетов по образованию и главы различных муниципалитетов края. Председатель комитета по образованию города Барнаула Наталья Полосина рассказала об обеспечении педагогическими кадрами системы дошкольного и общего образования города. Председатель Собрания депутатов Павловского района, директор Новозоринской средней школы Владимир Бовкуш представил работу по привлечению педагогов в Павловском районе. Глава Павловского района Антон Воронов рассказал, как в районе планируется решать проблему предоставления жилья для молодых педагогов - планируется переоборудовать под эти цели муниципальное общежитие. Глава Шелаболихинского района Александр Тарасенко и глава Ребрихинского района Людмила Шлаузер также поделились опытом.
По итогам выездного заседания было принято решение комитета по социальной политике, связанное с мерами социальной поддержки.
01/10/2018 14:23
Подписка на новости |
Календарь
|