Новости и комментарии
Иван Лоор: «Не отступил от программы ни на шаг»
«Алтайская правда» продолжает серию интервью с председателями краевого парламента разных созывов, посвященную юбилею представительной власти на Алтае.
Сегодня гость редакции - депутат Государственной Думы Российской Федерации по Славгородскому округу Иван Лоор. Он был председателем Алтайского краевого Законодательного Собрания с 2008 по 2016 год, два созыва подряд. В сельском хозяйстве прошел всю профессиональную лестницу - от механизатора, директора хозяйства до начальника Главного управления сельского хозяйства края.
Кто он, депутат
- Иван Иванович, как человек становится депутатом краевого парламента? Какой путь для этого надо пройти?
- Я считаю, что как таковой профессии депутата просто не существует. Человек должен быть специалистом в какой-нибудь определенной области - медицине или энергетике, к примеру. И, уже будучи депутатом, уметь разбираться в проблемах этой сферы, с тем чтобы потом компетентно отстаивать интересы людей. Если взять мою биографию - я избирался в краевой парламент трижды. В первый раз, в 1996 году (в то время я был директором совхоза), меня сподвигли к этому руководители района, хозяйств. Убедили не сразу. Но после объединенного собрания советов ветеранов города и района, когда слово брали годящиеся мне в отцы и деды заслуженные люди, говоря, что многие из них мне доверяют, согласился.
- Какими были для вас выборы?
- Я не издал ни одной листовки, ни одной агитационной статьи. Где успел - проехал по районам, встретился с коллективами. Плюс, как положено по закону, короткая биография и цитаты из программы в районной газете. Я храню эту вырезку - и могу сказать, что не отступил от своих целей за эти 20 лет ни на шаг.
Если брать следующий период - избирательную кампанию в Государственную Думу 2007 года, когда не было одномандатных округов и передо мной поставили задачу выдвинуться, мой первоначальный ответ также был отрицательным. Я работал руководителем краевого управления сельского хозяйства, это была живая работа, многое удавалось, причем не на бумаге, а на деле, на полях и фермах. Я тогда решил для себя: хорошо, пусть моя кандидатура будет номинальной. Естественно, ездил по краю, встречался с коллективами, населением. Результат - мне не хватило всего 20 тысяч голосов, чтобы пройти не в краевой даже парламент - Государственную Думу... Можете не верить, но я радовался тогда как ребенок, что не прошел. На тот момент не был готов работать в федеральном органе власти. А месяц спустя мне вновь доверили возглавить список в краевой парламент.
Три главные задачи
- Когда вас выбирали председателем АКЗС, известный врач и политик Александр Лазарев, рекомендуя на этот пост, сказал: «Работа председателя Заксобрания требует гибкости и компетентности во многих отраслях общественной жизни. Нужно уметь эффективно управлять этим разношерстным, звонкоголосым и разнонаправленным коллективом, имя которому - краевое Законодательное Собрание». Вы отдавали себе отчет, как это трудно?
- Я с Александром Федоровичем абсолютно согласен. Алтайское краевое Законодательное Собрание - это коллектив очень неординарных, амбициозных людей, высоких профессионалов в своём деле. Кстати, меня эта гибкость и умение приводить людей к консенсусу восхищают и в самом Александре Федоровиче Лазареве. Конфликт внутри Законодательного Собрания, а точнее, споры и разногласия - вещь почти неизбежная в силу разнородности его членов. Но в том-то и дело, что надо уметь слышать все стороны и приводить людей к одному решению с учетом позиций большинства. А главное, оттачивая законопроект до такой степени, чтобы он максимально был приближен к чаяниям людей.
Знаете, когда я возглавлял краевое управление сельского хозяйства, видел, как мешает нормальной работе конфликт двух ветвей власти. Первое, что определил в числе главных задач, когда занял пост председателя АКЗС, - это конструктивный диалог с исполнительной властью. Второе - ведение депутатской деятельности не только на краевом уровне, но и на уровне районов, сел. Мы устраивали выездные дни АКЗС, совещания, семинары, личные приемы граждан в сельских советах, с тем чтобы максимально вовлечь в законотворческую деятельность и сельских депутатов. И третье - мы сделали ставку на работу с молодежью, с тем чтобы была преемственность.
- Иван Иванович, менялись первые лица края и состав их команд, а вам неизменно доверяли ключевые посты в руководстве. Сначала Александр Суриков предложил вам стать советником по сельскому хозяйству. Через четыре года вы уже первый заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства региона. Потом к власти пришел Михаил Евдокимов и вместо отставки, как прочили некоторые, вы вступаете в должность начальника Главного управления сельского хозяйства. От Александра Карлина поступило предложение возглавить список «Единой России» на выборы в Заксобрание...
- Мне кажется, когда просто ответственно делаешь свое дело, не ввязываясь ни в какие «междусобойчики», это ценят независимо от политических и личных предпочтений. Я никогда не прятался за спины, брал ответственность за такие участки, на которые мало кто решался. Судьба распорядилась так, что я очень рано стал отвечать не только за свой труд, но и за других людей, производство. В 23 года меня назначили управляющим отделением, а из опыта - год сержантский школы в армии, столько же трактористом в этом хозяйстве, неделю агрономом. А впереди - и это на 13 сентября - наполовину не убранный хлеб, кормов заготовлено чуть больше половины, ни одно животноводческое помещение не отремонтировано, и это на 2000 голов одного крупнорогатого скота только... Справились! Кстати, в селе человек авторитет зарабатывает годами, а на кого-то плюсом работает авторитет родителей и дедов.
Неудобные вопросы
- В 2010 году вы впервые высказали мысль, что переходить к формированию Государственной Думы только по партспискам нецелесообразно. Такой же однозначной позиции придерживается, кстати, Валентина Матвиенко - председатель Совета Федерации. Отказ от одномандатных округов - неоправданное решение. Вы до сих пор так считаете?
- Естественно. Вы понимаете, когда выдвижение происходит списком от партии - легко сделать ошибку, допустив в законотворческую деятельность тех людей, которых ни в коем случае нельзя допускать. И может получиться дискредитация власти, избранника народа. И потом, когда ты идешь от округа, имитировать бурную деятельность уже не получится, за партийное решение не спрячешься. Я считаю, в этом созыве при смешанной системе более профессиональный состав депутатов, потому что есть люди, которые успешно возглавляли район, работали руководителями предприятий, у которых за плечами опыт управленца, профессионала, общественника. И поэтому создается необходимый баланс и партийной принадлежности, и личных профессиональных качеств, за которые тебя ценит твой избиратель.
- Часто бывают неприятные, неудобные вопросы?
- Я лично никогда не боялся самых неудобных, прямых вопросов, никогда от них не уходил. Наоборот, отдавая встречам с людьми большую часть своего рабочего времени, выводил на диалоги, чтобы услышать, что волнует простых людей и почему, каким видится им решение. Это позволяет потом еще более принципиально отстаивать вопросы. Свежий пример - приехал в село Подойниково Панкрушихинского района на встречу с ветеранами сельского совета, а меня в лоб спрашивают: «Вы почему опять крепостное право ввели с принятием закона о доплате сельским труженикам?» И ведь они абсолютно правы. Потому как закон гласит: те, кто уехал из сельской местности, ни на какую доплату претендовать уже не могут. А ведь и причины отъезда бывают разные, и значимость огромного сельского стажа это не умаляет. После этого мы начали системную работу по обсуждению поправок к закону, с тем чтобы сделать его справедливее.
- Иван Иванович, назовите коротко, какие законы вы считаете особо значимыми за ваш период депутатской работы?
- Их много. Первый - закон о бюджете, точнее, увеличение суммы на поддержку сельского хозяйства в разы. Кстати, базовый закон о развитии сельского хозяйства у нас в крае был в свое время принят раньше, чем федеральный, не стало необходимым принимать отдельные законы по отраслям. Второй - о переходе Алтайского края в другой часовой пояс, не каждому региону удается конструктивно решить этот вопрос, а для жителей это очень важно. Назову еще несколько - присвоение высшего звания и высшей награды региона «Почетный гражданин Алтайского края», снижение возраста работающих по горячей сетке для получения звания «Ветеран труда», ограничение пребывания молодежи в ночное время, закон о притрассовой медицине... Наконец, все наши инициативы в известный 131-й закон (о местном самоуправлении. - Ред.), в который мы с учетом инициатив и предложений депутатов разных уровней внесли 96 изменений. Ведь эта работа потом учитывалась и при разработке законодательных актов на федеральном уровне.
- Как вы думаете, что изменится в депутатской работе, парламенте регионов через десятки лет?
- Общаясь с депутатами, которые представляли интересы территории еще в Верховном Совете СССР, я слышал, с какой гордостью народные избранники говорят о том, какие вопросы удалось отстоять и решить для своих избирателей, для своих сел и городов, края. Поэтому неважно, сколько лет пройдет, хотелось бы, чтобы эта цель работы депутатов была неизменна. Чтобы боль и переживания людей, которые тебе их доверили, ты не использовал как лопату для копки огорода личного благополучия. Главная задача депутата независимо от уровня (сельский, районный, краевой, федеральный) - отстаивать интересы людей, которые доверили их представлять, через принятие законов, позволяющих сделать их жизнь лучше, комфортнее.
Фото: Евгений Налимов.
25/08/2019 14:47
Подписка на новости |
Календарь
|