Главные новости
Предварительные итоги работы 7-го созыва АКЗС: аграрная политика, поддержка села, охрана окружающей среды и недропользование
Продолжаем публиковать предварительные итоги работы депутатов 7-го созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания. В сегодняшнем материале о том, что было сделано в сфере поддержки и развития сельского хозяйства, совершенствования земельных отношений, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Развитие сельских территорий и АПК
Был расширен перечень основных направлений государственной аграрной политики, в число которых включено содействие расширению доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сельхозпродукции, сырья и продовольствия. (Закон Алтайского края от 7 марта 2019 года № 8-ЗС «О внесении изменения в статью 4 закона Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае»).
Совместно с комитетом Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проведен круглый стол (октябрь 2018г.) по теме «Роль сельских территорий в пространственном развитии субъекта Российской Федерации. Опыт Алтайского края». По итогам было рекомендовано направить региональную программу «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» в другие субъекты РФ как образец для разработки собственных программ. Основные положения краевой программы Минсельхоз России включил в федеральную программу развития сельских территорий.
Алтайское краевое Законодательное Собрание выступило организатором общероссийского форума «Устойчивое развитие сельских территорий - потенциал развития Российской Федерации». Мероприятие прошло в Алтайском крае под эгидой профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. Форум собрал представителей органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей региональных парламентов, сельских тружеников. Здесь впервые были озвучены параметры федеральной программы комплексного развития сельских территорий до 2025 года. Резолюция форума была направлена в Правительство РФ, в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания, Министерство сельского хозяйства РФ, а также в органы государственной власти субъектов. Правительство России 31 мая 2019 года утвердило государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», реализация которой осуществляется с учетом рекомендаций, выработанных на площадке Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Депутаты АКЗС инициировали обращение в Минприроды России о внесении изменений в Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства в части осуществления пантового мараловодства. Эта позиция была услышана. В результате, в частности, на федеральном уровне было предусмотрено, что для осуществления пантового оленеводства (мараловодства) в качестве кормовой базы используются лесные участки в местах обитания животных, и на таких участках допускается возведение ограждений. Эти нормы сохранены и в новой редакции Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, вступивших в силу с 1 января 2021 года. Эти изменения обеспечили законодательную базу для ведения пантового оленеводства и работы мараловодческих хозяйств на территории Алтайского края, а также позволили передавать лесные участки в аренду для этих целей.
С учетом важности для нашего края отрасли пчеловодства, депутаты АКЗС неоднократно обращалось в Государственную Думу с инициативой принять федеральный закон, необходимый для регулирования отношений в области пчеловодства и поддержки этой отрасли. Парламентарии региона направляли предложения по концепции такого федерального закона. Наконец, в декабре 2020 года Федеральный закон «О пчеловодстве в Российской Федерации» был принят. В настоящее время в краевом Заксобрании завершаются работы по корректировки регионального закона «О пчеловодстве», учитывающие положения, утвержденные федеральными законодателями, и направленные на сохранение генофонда среднерусской породы пчел.
Земельные отношения
Для снижения затрат, которые граждане несут при оформлении прав на объекты недвижимого имущества на неограниченный срок, был продлен период действие предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. (Изменения в постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 февраля 2007 года № 120 «Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства» (постановления от 30 марта 2018 года № 66, от 22 октября 2020 года № 286)).
Также продлено действие положений закона об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них самовольно созданными жилыми домами, возведенными до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. (Закон Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 86-ЗС «О внесении изменения в статью 10 закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»; закон Алтайского края от 2 ноября 2020 года № 82-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).
Рациональное использование природных ресурсов
Были определены категории граждан, которые имеют право в первоочередном порядке заготавливать либо приобретать древесину для собственных нужд. К ним отнесены граждане, стоящие на учет как нуждающиеся в жилье и имеющие земельные участки для индивидуального строительства или ведения личного подсобного хозяйства, граждане, получившие бюджетные средства на строительство жилья и не реализовавшие свое права на такое строительство, а также граждане, получившие земельный участок для строительства жилого дома и оформившие разрешение на его возведение. (Закон Алтайского края от 19 декабря 2016 года № 88-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края»).
Жителям края предоставлена возможность в установленном порядке заготавливать древесину для собственных нужд в любом лесничестве края, независимо от места их жительства. Также введена норма, которая позволяет тем, кто пострадал от пожара и иных стихийных бедствий получить древесину не только на строительства дома, но и для ремонта жилья и хозяйственных построек. (Закон Алтайского края от 6 июля 2018 года № 41-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края»).
С 1 января 2019 года граждане могут беспрепятственно собирать валежник, соблюдая санитарные нормы пребывания в лесу. Ранее для сбора валежника необходимо было провести лесопатологическое обследование и заключить договор купли-продажи лесных насаждений. В 2020 году жители края заготовили более 2,5 тысяч кубометров валежника. (Закон Алтайского края от 13 декабря 2018 года № 104-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Алтайского края»).
В течение всего 7-го созыва комитет АКЗС по аграрной политике и природопользованию проводил выездные мероприятия в сельских районах края. Депутаты изучали как на практике исполняются краевые законы «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Алтайского края». По итогам таких выездных заседаний готовились рекомендации в адрес администрации районов, депутатского корпуса, а также арендаторов лесных участков.
Парламентарии края усовершенствовали процедура распределения разрешений на добычу копытных животных в общедоступных охотничьих угодьях. Для привлечения охотников к участию в учетных и природоохранных мероприятиях предусмотрено выделять часть разрешений в качестве поощрения граждан за участие в учете численности охотничьих ресурсов и содействие в выявлении правонарушений в области охоты. При оформлении охотничьих лицензий в первоочередном порядке рассматриваются заявления охотников, не имеющих административных правонарушений в течение года, предшествующего началу распределения квот. Также выделена приоритетная группа получателей лицензий. Остальные обладатели лицензий определяются жеребьевкой. Данные изменения позволили сделать процедуру распределения разрешений на охоту в общедоступных угодьях края более прозрачной и доступной для жителей районов Алтайского края. (Закон Алтайского края от 2 июля 2019 года № 49-ЗС «О внесении изменений в статью 11 закона Алтайского края «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»).
Недропользование
В 2017 году депутаты краевого парламента внесли изменения в региональный закон о недропользовании и разрешили в целях исполнения государственных или муниципальных контрактов в дорожной сфере предоставлять в пользование участки недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (гравий, глина, песок и т.д.). Это позволило сократить затраты на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и сократить сроки реализации соответствующих проектов. (Закон Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 79-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О недропользовании на территории Алтайского края»).
Садоводческим организациям была предоставлена возможность осуществлять добычу подземных вод без получения лицензии на пользование недрами. (Закон Алтайского края от 1 ноября 2018 года № 85-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О недропользовании на территории Алтайского края»).
Охрана природы. Зеленые зоны
Депутаты АКЗС неоднократно вносили изменения в краевой закон об охране зеленых насаждений. Был расширен круг лиц, обязанных осуществлять компенсационное озеленение, определены территории, где проводится такое озеленение, видовой состав зеленых насаждений и сроки проведения работ (не позднее одного года после уничтожения или повреждения зеленых насаждений). Кроме этого внесены поправки, направленные на увеличение площади зеленых насаждений в городских и сельских населенных пунктах Алтайского края, и урегулированы вопросы контроля за проведением компенсационного озеленения. (Законы Алтайского края о внесении изменений в закон Алтайского края «Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края» от 8 июля 2020 года № 48-ЗС, от 11 ноября 2019 года № 85-ЗС, от 13 декабря 2018 года № 105-ЗС).
Для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, с учетом итогов проведенных общественных (публичных) слушаний, установлен лесопарковый зеленый пояс города Барнаула площадью более 27 тысяч гектаров. Создать свой лесопарковый зеленый пояс может любой из муниципалитетов края. (Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 декабря 2017 года № 373).
Предусмотрена возможность участия граждан в осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов. (Закон Алтайского края от 5 июля 2017 года № 52-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об охране окружающей среды в Алтайском крае»).
Уточнен порядок установления охранных зон для земельных участков и водных объектов, прилегающих к особо охраняемым природным территориям (заказникам, заповедникам, национальным паркам и т.д.). Также уточнен правовой статус государственных природных заказников и национальных парков. Установлен порядок посещения особо охраняемых природных территорий. (Закон Алтайского края от 3 апреля 2019 года № 27-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае»).
Совместная работа депутатов комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию, представителей Минприроды Алтайского края и экологов региона способствовала принятию в декабре 2018 года решения о выделении ленточных боров Алтайского края в отдельный лесорастительный район (Алтае-Новосибирский) и отнесении этих территорий к отдельной категории - «особо ценные леса». Это решение Федерального агентства лесного хозяйства создало условия для сохранение биоразнообразия в реликтовых борах нашего края и обеспечило сокращение объемов рубок в них.
Защита животных
При поддержке депутатов АКЗС было принято решение ежегодно начиная с 2019 года направлять из краевого бюджета в города и районы края 16 млн. рублей на отлов и содержание безнадзорных животных.
Предусмотрено, что безнадзорные животные - животные без владельцев могут - содержаться исключительно в приютах. Их возврат на прежние места обитания возможен только после вакцинации, маркирования и стерилизации.
Для системного решения вопроса содержания безнадзорных животных депутаты направили обращение в Госдуму РФ, где подчеркнули необходимость принятия федерального закона, направленного на правовое регулирование отношений в области обращения с безнадзорными животными. Такой закон был в итоге был принят Государственной Думой. (Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 мая 2018 года № 123 «Об обращении Законодательного Собрания Приморского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В.В. о необходимости принятия федерального закона, направленного на правовое регулирование отношений в области обращения с безнадзорными животными»).
Установлены права и обязанности собственников домашних животных, урегулированы вопросы выгула и перевозки домашних животных, другие вопросы, связанные с содержанием и защитой домашних питомцев. (Закон Алтайского края от 6 декабря 2017 года № 96-ЗС «О содержании и защите домашних животных на территории Алтайского края»).
За время работы 7-го созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания было принято более сорока региональных законов в сфере аграрной политики и природопользования.
29/06/2021 17:31
Другие материалы по теме
Подписка на новости |
Календарь
|