Главные новости
Борис Трофимов рассказал об основных итогах работы комитета АКЗС по местному самоуправлению за 5 лет
«Алтайская правда» продолжает цикл публикаций по итогам работы краевого парламента седьмого созыва. Председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению Борис Трофимов рассказал о результатах работы комитета за 5 лет.
Системный подход
- Борис Александрович, вы четыре раза избирались в региональный парламент. Чем седьмой созыв отличается от предыдущих?
- Не могу сказать, что в уходящем созыве были какие-то неожиданные, форс-мажорные сюжеты. Работа строилась на системной, плановой основе. В 2003 году был принят федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и с тех пор по нему постоянно возникают разного рода вопросы. Частично они снимаются, но некоторые остаются и не теряют своей остроты. Это вопросы кадрового обеспечения, сменяемости власти, низкой заработной платы на селе, реализации полномочий местного самоуправления и в целом эффективности деятельности органов МСУ.
В Алтайском крае свыше полутора тысяч населенных пунктов, более 630 сельских поселений, поэтому вопросы местного самоуправления были и остаются актуальны как с точки зрения законодательного регулирования, так и управленческого контроля со стороны исполнительной власти. Я вообще считаю, что давно назрел вопрос создания в регионе нового института - Управления или Министерства территориального развития. Тем более, что принимается Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. В этом документе есть важнейший раздел «Пространственное развитие», в котором предусмотрены направления развития отдельных территорий региона. Результатом такого подхода должно стать снижение различий между муниципалитетами в качестве жизни и уровне доходов населения.
Один глава, один бюджет
- В этом году депутаты АКЗС поддержали объединение поселений Залесовского района в муниципальный округ (МО). У инициативы есть как сторонники, так и противники. Какой позиции придерживаетесь вы?
- Эта форма самоуправления предполагает передачу всех полномочий местной власти на уровень района. Я отношусь к сторонникам этой модели. Есть и оппоненты. Они говорят, что с созданием муниципальных округов уничтожается система МСУ, а у жителей на местах не остается представителей власти, к которым они могли бы обратиться. Это в корне не верно. На местах будут работать представители местного самоуправления - ответственные люди.
Предполагается, что создание МО позволит аккумулировать ресурсы местного бюджета для включения в краевые и федеральные программы и оптимизировать расходы на управление и администрирование.
Институт старост
- В 2019 году в 131-й федеральный закон внесли изменения для урегулирования статуса сельских старост. Многие возлагали на это большие надежды, но результат оказался совсем не таким, как ожидалось...
- Алтайский край был одним из первых, где депутаты на региональном уровне приняли соответствующий закон. Краевые парламентарии наделили старост необходимыми полномочиями, прописали, что они имеют право получать оплату за свой труд. Федеральный закон, к сожалению, зарегулировал деятельность старост так, что мы от многого полезного в своей практике вынуждены были отказаться.
Отдельные нормы, изложенные в этом законе, усложняют как процедуру назначения старосты на должность, так и непосредственное исполнение им своих полномочий. Он должен назначаться представительным органом муниципального образования по представлению схода граждан. Процедура эта весьма сложная. Также мы считаем нецелесообразным устанавливать в ФЗ требование об обязательности проживания старосты на территории соответствующего сельского населенного пункта, так как это условие порождает большое число вопросов. Федеральным законом не урегулировано, например, может ли быть назначен старостой человек, проживающий в населенном пункте, но зарегистрированный в другом месте. И должны ли прекращаться полномочия старосты, если после его назначения он переехал в соседний населенный пункт и т.д.
Старосте запрещается состоять в трудовых отношениях с органами местного самоуправления. Мы считаем, что в тех случаях, когда органы МСУ имеют возможность материально стимулировать его труд, препятствовать этому нецелесообразно. Так, до внесения изменений в федеральный закон в Алтайском крае около 14 % старост в какой-либо мере получали финансовую поддержку от органов МСУ. В настоящее время все они прекратили свою работу. Свои предложения о внесении поправок депутаты АКЗС отправили в федеральный парламент. Надеюсь, новый созыв их примет.
О качестве контроля
- Депутаты седьмого созыва много внимания уделяли вопросам создания контрольно-счетных органов (КСО) в городах и районах. Как эта работа организована сегодня?
- Прокуратура края неоднократно обращала внимание на то, что установленное федеральным законодательством требование о необходимости осуществления внешнего муниципального финансового контроля не предусматривает исполнение этих функций комиссиями по бюджету в представительных органах (как это было принято в крае ранее). Вопрос о создании муниципальных КСО возник в последние несколько лет в связи с тем, что при этом и качество данного контроля оставляло желать лучшего. Принято решение о формировании контрольно-счетных органов в каждом муниципальном районе и городском округе. Для поселений законодательством предусмотрено делегирование полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля КСО района.
В настоящее время в Алтайском крае осуществляют деятельность 54 контрольно-счетных органа муниципальных образований. В оставшихся территориях, кроме Каменского района, создана необходимая правовая основа для организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля, но пока не приняты кадровые решения для начала фактической работы КСО.
Кусачая проблема
- Закон об обращении с безнадзорными животными, наверное, был и остается одним из самых обсуждаемых. Почему до сих пор не получается решить эту проблему?
- Начиная с 2016 года, когда вступил в силу краевой закон «О наделении органов местного самоуправления края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев», мы неоднократно поднимали вопрос о его реализации. На исполнение переданных полномочий ежегодно из краевого бюджета муниципалитетам выделяется 16 млн рублей из расчета 7463 рубля на отлов и содержание одного животного. При этом большинство муниципалитетов эти средства не осваивают, потому что не могут заключить контракт с приютом для животных, который соответствовал бы установленным требованиям и был бы готов выполнить необходимые мероприятия. В связи с тем, что данная проблема актуальна для многих регионов страны, на уровне Правительства РФ рассматривается вопрос о развитии широкой сети приютов для животных, а также по предоставлению субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по строительству приютов. В свою очередь в июне этого года краевой парламент, изучив опыт других регионов, подготовил свои предложения и направил их губернатору края.
Инициатива снизу
- Госдума установила единые подходы к правовому регулированию проектов инициативного бюджетирования. Что это дает местному самоуправлению? И как вы оцениваете активность населения в проекте поддержки местных инициатив?
- Теперь муниципалитеты могут реализовывать инициативные проекты и самостоятельно, без привлечения средств субъектов РФ. В Алтайском крае с 2017 года успешно реализуется проект поддержки местных инициатив. Он предусматривает выделение на конкурсной основе субсидий из краевого бюджета на реализацию наиболее важных для сельских территорий проектов, направленных на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры. Сначала в программе могли участвовать только сельские населенные пункты, затем были добавлены поселки городского типа районного значения, а с 2022 года возможность участия предоставлена и малым городам с численностью населения до 50 тысяч человек. Кроме того, муниципальным районам предоставлено право подачи на конкурс проектов общерайонного значения, которыми будут пользоваться два и более населенных пункта.
Активность участия жителей края в проекте с каждым годом растет. Во многом благодаря депутатскому корпусу АКЗС, финансирование проекта ежегодно увеличивается. Например, в 2017 году из краевого бюджета муниципалитетам на реализацию проектов было выделено всего 49 млн рублей, а на 2021 год - уже 300 млн рублей. Напомню, размер субсидии на поддержку одного проекта не превышает 1 млн рублей. Финансовое участие муниципалитета - не менее 10%, денежный вклад населения - не менее 5%. Всего в 2021 году будет реализовано 400 инициативных проектов, которые были выбраны жителями края.
02/08/2021 10:28
Подписка на новости |
Календарь
|